премьера
БАЛЕта
«лебединое озеро»
13 апреля
1933 г.
Премьера балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро» в постановке А. Я. Вагановой состоялась 13 апреля 1933 года в Ленинградском театре оперы и балета.
Трудно поверить в то, что один из самых известных балетов мирового репертуара, пережил сокрушительный провал на премьере, состоявшейся в московском Большом театре 20 февраля 1877 года. Конечно, удивительная музыка Петра Ильича Чайковского с первых минут очаровала публику и рецензентов, но постановка Вацлава Юлиуса Рейзингера и, особенно, исполнение партии Одетты Пелагеей Михайловной Карпаковой, в чей бенефис и состоялась премьера, вызвали нарекания со стороны зрителей и критиков.

Лишь через восемнадцать лет, уже после смерти композитора, хореография Мариуса Ивановича Петипа и Льва Ивановича Иванова, принесла балету ту славу, которой он пользуется и поныне. Премьера Мариинского театра 15 января 1895 г. прошла с огромным успехом и сделала постановку классикой.


П. И. Чайковский. 1870-е гг.


А. Я. Ваганова. Не ранее 1934 г. Из фондов СПбГМТМИ

С тех пор творение Чайковского, Петипа и Иванова претерпело огромное количество возобновлений и интерпретаций. Далеко не все они, к сожалению, были одинаково удачными, но некоторые из них не были по достоинству оценены только благодаря своей неординарности. Такая судьба постигла и постановку знаменитого балета, осуществленную Агриппиной Яковлевной Вагановой в 1933 году.

Ваганова сохранила канву хореографии Петипа и Иванова, многое изменив в либретто и сделав интересные «нововведения» и перенеся действие в Германию в 1930-е годы XX века. Молодой граф Зигфрид, романтически настроенный современник авторов спектакля, чувствуя глубокий внутренний разлад, искал выход из психологического тупика в любви.

Одетта олицетворяла символ мечты лирического героя — Лебедя. А обедневший помещик Ротбарт надеялся выдать выгодно свою дочь, Одиллию, замуж за молодого человека. В итоге, главный герой, не перенеся трагической гибели Одетты от руки Ротбарта, кончал жизнь самоубийством. «Сладенький апофеоз, напоминавший „селение рая”, заменен трагическим концом неудачника-романтика», — писала А. Я. Ваганова.*
Цит. по: Петербургский балет. Три века: хроника. Т. 4 : 1901–1950. Санкт-Петербург, 2015. С. 352.
Имена тех, кто принимал вместе с балетмейстером участие в создании этого спектакля навсегда вошли в историю русского театра. Музыкальную композицию создал Б. В. Асафьев, режиссером-консультантом был С. Э. Радлов, за дирижерским пультом Е. А. Мравинский, а новые декорации и костюмы создал В. В. Дмитриев. Главные женские партии исполняли Г. С. Уланова (Одетта) и О. Г. Иордан (Одиллия), а партию Зигфрида — К. М. Сергеев.


Сколько же споров вызвала эта постановка! Чего стоит только оценка нового спектакля, звучавшая на совещаниях творческих работников балета: «Мы не должны допускать ставить балет в постановке Вагановой, об этом говорит буквально вся общественность Ленинграда. „Лебединое озеро” — это гордость нашего балета. Теперь у нас нет „Лебединого озера”. А наша общественность боролась за подлинное „Лебединое озеро” и все это знают…».*


С. Э. Радлов. 1930-е гг.

ЦГАЛИ СПб. Ф. 337.Оп. 1. Д. 1. Л. 15-33. Из протокола совещания творческих работников балета совместно с Дирекцией Ленинградского государственного театра оперы и балета имени С. М. Кирова о возобновлении балета «Лебединое озеро» в постановке М. Петипа. 1940 г.
Соллертинский И. «Лебединое озеро» // Рабочий и театр. 1933. № 12. С. 12-13.
Статьи о Мариинском театре 1933 г.

премьера
спектакля
«В степях Украины»
13 апреля
1941 г.
13 апреля 1941 года на сцене Театра драмы им. А. С. Пушкина состоялась премьера пьесы А. Е. Корнейчука «В степях Украины» (режиссеры Л. С. Вивьен и Б. П. Петровых, художник Г. П. Руди).

Сцена из спектакля.

Обласканная вниманием власти и критики новая пьеса Корнейчука привлекала постановщиков своей актуальностью (перипетии строительства колхозной жизни), безупречной правдивостью образов, острой комедийной формой, оптимистическим восприятием жизни. В сезоне 1940/1941 пьесу одновременно ставили многие театры страны.
Музыковед и критик М. О. Янковский, чутко державший руку на пульсе театральной жизни Ленинграда, в своей статье «В степях Украины», опубликованной в «Ленинградской правде» 16 апреля 1941, дал корректную оценку постановке, более подробно написав об игре актеров Г. Колосова (Степан), Б. Жуковского (Чеснок), Я. Малютина (Галушка), Е. Карякиной (Катерина). Недовольство критика вызвало лишь сдержанное художественно-музыкальное оформление как не вполне ярко передающее колорит украинской деревни.
Свой успех у зрителей спектакль снискал вполне заслуженно, но начавшаяся Великая Отечественная война, блокада Ленинграда и последовавшая затем эвакуация театра в Новосибирск диктовали иные задачи и темы.

Эскиз декорации. Художник Г. П. Руди.

Марвич С. Саливон Чеснок и Галушка // Ленинград. 1941. № 12. С. 23—24.