премьера спектакля «Огненный мост»
28 апреля
1929 г.

28 апреля 1929 года Государственный театр драмы выпустил спектакль по новой пьесе Б. С. Ромашова «Огненный мост».

Драма открытой идеологической направленности продолжила «партийную линию» театра. В прессе высказывались сомнения по поводу целесообразности постановки пьесы, отмечая ее вторичность, надуманность, невнятную прорисовку образов и драматических коллизий. Автор охватывает ключевые этапы становления советской власти: революцию, гражданскую войну и последующее время ударного строительства коммунистического будущего. Одна из главных тем — интеллигенция в условиях новой реальности.


Сцена из спектакля

Раскол в семье адвоката Дубравина отражает раскол в обществе. Стихийная сила революции врывается в размеренную сытую жизнь и необратимо ее изменяет. Эту стихийность, а также драматическую напряженность взаимоотношений героев и стремились передать создатели спектакля, намеренно избегая бытовых подробностей.

Художник П. И. Соколов старался следовать замыслу режиссера Н. В. Петрова и ставил себе задачу: «подчеркнуть заостренность тематических положений не натуралистическим решением (бытовой павильон), а самостоятельным сценическим приемом, в котором форма, свет и пространство могут быть широко оркестрованы»*.


Откровенно условные, внебытовые декорации были функциональны. «Оживая» в определенные моменты действия, они вместе с музыкой (композитор — Ю. А. Шапорин) и светом усиливали общее впечатление. Особенно выразительными были сцены бомбардировки в первом действии, когда декорации как бы сотрясались от взрывов, и запуска заводских машин в финале, «где путем вращения центральной части конструкции, сопровождаемой изобретательным звуко- и свето-монтажем, удалось создать весьма яркий сценический эффект»*.

Петров Н. В., Соколов П. И. К постановке «Огненного моста» // Жизнь искусства. 1929. № 18 (1 мая). С. 13.
Мокульский С. «Огненный мост» в ленинградской Госдраме // Жизнь искусства. 1929. № 19 (12 мая). С. 6.

Н. С. Рашевская в роли Ирины

Рецензенты справедливо отдавали дань стараниям актеров, вынужденных воплощать «схематичные» авторские образы. Выделяли Н. С. Рашевскую, создавшую «красочный и полновесный образ Ирины»* — дочери Дубравина, решительной сторонницы революционного движения, боевой подруги, а впоследствии — жены самоотверженного красногвардейца, директора завода в мирное время Хомутова — Л. С. Вивьена.

Работа актера также была отмечена критикой: «Четко и выдержанно проводит Вивьен роль Хомутова, убедительно подавая довольно тусклые речи публицистического фельетона»*.


По мнению критиков И. Н. Певцов «интересно» сыграл брата Ирины Геннадия — тщедушного белогвардейца в начале драмы и вредителя-контрреволюционера в конце.

Сажин П. «Огненный мост» // Смена. 1929. 9 мая (№ 103).
Мокульский С. «Огненный мост» в ленинградской Госдраме // Жизнь искусства. 1929. № 19 (12 мая). С. 6.
Однако, невзирая на проделанную работу, создатели спектакля так и не смогли в полной мере преодолеть слабость драматургического материала и «Огненный мост» не стал «особенно значительным» событием в жизни Ленинградского Гостеатра Драмы.

Часть материалов о спектакле представлена в нашей Электронной библиотеке.
Статьи о спектаклях Александринского театра за май 1929 года.