Леонид Львович Леонидов
30 апреля
1821 г.
Актерское амплуа — роли любовника, возлюбленного, влюбленного в театральной пьесе.

С гравюры на дереве. Художник В. В. Матэ. Конец XIX в.

30 апреля 1821 года родился Леонид Львович Леонидов. Его педагогом в театральном училище был выдающийся русский актёр В. А. Каратыгин. В 1839 году он поступил в труппу Александринского театра на амплуа молодых амантов*.

Актёр гигантского роста, с львиной гривой волос и мощным голосом обратил на себя внимание ролью Аламира в первом представлении трагедии П. Г. Ободовского «Велизарий». Он так хотел подчеркнуть варварское происхождение своего героя, что, по замечанию В. Г. Белинского, играл «как истинный вандал: так сердито смотрел и так свирепо размахивал руками…»*.
В 1843 году Леонидова с тем же амплуа перевели в Москву — в Малый театр, боготворивший великого трагика П. Мочалова. Там он, благодаря своей прямоте и честности, быстро заслужил любовь зрителей и уважение сослуживцев, встретивших его поначалу недружелюбно. После смерти Мочалова в 1848 году Леонидов стал исполнять его трагический репертуар и имел большой успех в роли Гамлета. В его трактовке принц был меланхоликом, страдающим от несовершенства мира и бессильным при столкновении со злом и несправедливостью.
Добрейший человек, поражавший всех своей кротостью, на сцене Леонидов так бушевал и грозно рычал, что, как шутили в театре, «люстра под потолком кружилась от страха и вот-вот готова была упасть в обмороке на головы публики»*.
Белинский В. Г. О театре и драматургии. 1831–1840 годы. Москва, 2017. С. 272.
Старый театрал. Из театральной старины // Декада московских зрелищ. 1938. №4. С. 14.
В 1854 году актёр вернулся в Петербург и, став преемником репертуара своего учителя В. А. Каратыгина, снискал славу одного из выдающихся артистов-трагиков русской сцены.
С утверждением на русской сцене бытового репертуара и обновлением труппы Леонидов отошёл на второй план и почти не получал новых ролей.

В журнале «Русская Старина» опубликованы театральные мемуары Леонида Львовича Леонидова *, а на полке нашей Электронной библиотеки можно прочесть воспоминания о нем товарища по александринской сцене, артиста Гавриила Михайловича Максимова.
Записки Леонида Львовича Леонидова // Русская Старина. 1886. Т. L. Июнь. С. 655–674; Леонидов Л. Л. Воспоминания его за полсотню лет назад, 1835–1843 гг. // Русская Старина. 1888. Т. LVIII. Апрель. С. 217–242; Театральные воспоминания Л. Л. Леонидова: к портрету-группе русских артистов 1858 г. // Русская Старина. 1892. Т. LXXV. Август. С. 503–514.

Максимов Г. М. Свет и тени петербургской драматической труппы за прошедшие тридцать лет (1846–1876). Санкт-Петербург, 1878. С. 98–100.
Франц Легар
30 апреля
1870 г.
30 апреля 1870 года родился венгерский композитор и дирижер Франц Легар — автор свыше 30 оперетт, среди которых «Веселая вдова», «Граф Люксембург», «Цыганская любовь» и другие.
Первой постановкой в России стала оперетта «Божественный супруг». Её премьера на сцене театра «Буфф» состоялась 10 октября 1905 года. Шла она под названием «Шалости богов».
Вот, что писали в журнале «Театр и искусство» об этом спектакле:
«Сюжетом новой оперетки «Шалости богов», поставленной 10 октября, послужил старый миф о похождениях на земле Юпитера и Марса, под видом Амфитриона и его оруженосца Созиаса.
Целью проказ Юпитера было обольщение жены Амфитриона — Алькмены, но благодаря вмешательству ревнивой Юноны, супружеские права Амфитриона не терпят на это раз ущерба и все кончается к общему благополучию.
Новинка смотрится не без интереса. Недурно звучит квартет во II акте. На лицо приметы эффектной блюменталевской постановки — живые мраморные группы, балет амуров, шествие богов, апофеозы…
Г. Дальский слишком моложавый Юпитер и больше напоминает Париса. Г-жа Бауер (Юнона) пела и канконировала в полную меру, отпущенных ей небом, на сей предмет талантов. Комичен г. Рутковский (Созиас), спевший, между прочим, злободневные куплеты. Имели успех г. Вилинский (Амфитрион) и г-жа Никитина (Гелла), очень бойко игравшая и бисировавшая свою песенку во II акте. Была грациозна и весела, новая звездочка г-жа Шувалова (Терпсихора). Она имела значительный успех и также повторила свой номер в III акте".*

Франц Легар

И. И. З. «Буфф» // Театр и искусство. 1905. №42–43 (23 окт.). С. 668.