Судьба Мстислава Добужинского сложилась таким образом, что ему пришлось жить в разных странах и городах. Но где бы он ни был, всегда скучал по Петербургу. В своих воспоминаниях он сравнивал «петербургское детство» с «островом», от которого «отчалила» его жизнь.
Интерес к рисованию проявился у него довольно рано. Еще ребенком Мстислав, совершая продолжительные пешие прогулки с няней, замечательным образом примечал дома, вывески, ограды, улицы, с большим интересом рассматривал офицеров, дам, торговцев, извозчиков. Впоследствии городской пейзаж, а особенно петербургский, стал одной из ведущих тем его творчества.
В своих работах Добужинский изображал не «парадный» Петербург, а малопривлекательные уголки города. Через эти образы художник выражал свою любовь к городу и понимание его метафизики. Особенно остро это проявилось в оформлении издания Ф. Достоевского «Белые ночи». Он создал свой неповторимый и узнаваемый образ Петербурга.