открытие
Александринского театра
31 августа
1832 г.
31 августа 1832 года состоялось торжественное открытие здания Александринского театра, созданного по проекту Карла Росси, составившего к этому моменту себе славу такими шедеврами, как здание Сената, Михайловский дворец и арка Главного Штаба.

Александринский театр. Гравюра мастерской К. П. Беггрова. 1830-е гг. Из фондов ГМП.

Историк искусства Александр Николаевич Бенуа писал, что наружный вид и зрительный зал последнего детища Росси нисколько не уступают прежним постройкам архитектора. «Та же надменная величавость, та же холодная красота линий, та же крайняя простота, связанная всегда очень кстати с пышностью и великолепием».* «Зала вмещает в себя пять ярусов лож, кроме бенуаров. Кресел числом 242, расположенных в девяти рядах. Позади кресел возвышаются амфитеатром, до лож первого яруса, так называемые места за креслами (числом 182), нумерованные скамьи, для слушателей и зрителей весьма удобные».*
Бенуа А. Александринский театр // Ежегодник Императорских театров. 1899/1900. C. 178.
Немецкий художник и декоратор Карл Вильгельм Гропиус написал для театра три занавеса. На первом была изображена Дворцовая площадь и голубые драпировки в цвет обивки кресел.
На втором — вид Москвы для патриотической пьесы М. В. Крюковского «Пожарской», выбранной к открытию театра.

Изображение на третьем занавесе, созданном в Берлине после октября 1832 года, не открытой еще (она сооружалась с 1829 по 1834 годы) Александровской колонны Монферрана на фоне здания Главного Штаба, словно объединяло на Александринской сцене два великих творения Росси в единый ансамбль.

Карл Вильгельм Гропиус (слева) с актером Фридрихом Бекманом. Художник Ф. Крюгер.


Афиша спектаклей Александринского театра на 31 августа 1832 г.

31 августа театр был наполнен «избранною» публикою. По прибытии императора Николая I увертюрой из оперы К. А. Кавоса «Иван Сусанин» начался спектакль.

Помимо трагедии «Пожарской», в программу открытия входил балетный дивертисмент французского хореографа Александра Блаша «Испанский праздник». Критик писал, что артисты в этот вечер играли с необычайным подъемом, некоторые тирады покрывались взрывами долгих аплодисментов.

Трагедия М. В. Крюковского «пользовалась большим успехом у публики , так как события Смутного времени, и в особенности московской битвы 1612 года, коррелировали с тревожными событиями русско-прусско-французской войны 1806-1807 годов и вызывали сильный патриотический отклик зрителей».*

Особенный успех выпал на долю Василия Андреевича и Александры Михайловны Каратыгиных: «Как прекрасен и величественен был Каратыгин в роли бессмертного освободителя отечества, с какой убедительностью и силою выражал он чувствования и помыслы верного русского вождя и гражданина, преданного богу и царю. Госпожа Каратыгина с большим чувством сыграла сцены, в которых любовь к отечеству берет верх над любовью к мужу и сыну. Стихи:
"Несчастный! Научись, жен робких по примеру,
Как русский, чтить царя, отечество и веру!"
извлекли у публики громкие, единодушные рукоплескания».*
Харламова В. А. Экземпляры трагедии М. В. Крюковского «Пожарский» в фондах Санкт-Петербургской Театральной библиотеки // Записки Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки. Санкт-Петербург, 2014. Вып. 12/13. С. 110.
Петербургский театр // Северная пчела. 1832. 7 сент. (№ 207)
Харламова В. А. Экземпляры трагедии М. В. Крюковского «Пожарский» в фондах Санкт-Петербургской Театральной библиотеки // Записки Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки. Санкт-Петербург, 2014. Вып. 12/13. С. 108-116.

Матильда Феликсовна Кшесинская
31 августа
1872 г.
31 августа 1872 года родилась Матильда Феликсовна Кшесинская, балерина оставившая незабываемый след в истории Русской культуры.
Матильда Кшесинская не обладала качествами, присущими ее коллегам и соперницам по сцене: ни красотой Тамары Карсавиной и Веры Трефиловой, ни утонченностью и легкостью Анны Павловой. Она была невысокого роста, крепкая, темноволосая, с тонкой талией и мускулистыми ногами… Зато покоряла неповторимым шармом, обворожительной женственностью, фантастическим обаянием и неукротимой энергией.

Младшая и любимая дочь заслуженного артиста императорских театров Феликса Кшесинского характером пошла в отца. Целеустремленность Матильды в сочетании с завидной силой воли, врожденным практицизмом, удачливостью и безграничной работоспособностью позволили ей добиться невероятных творческих вершин.

Выпущенная из Театрального училища в мае 1890 года в корифейки (ведущей артисткой кордебалета), она вскоре стала солисткой, претендующей на роли балерин.

М. Ф. Кшесинская в партии Тени княжны Млады в балете «Млада» Мариинского театра. Из фондов СПбГМТМИ.


М. Ф. Кшесинская в партии Красной Шапочки в балете «Спящая красавица» Мариинского театра. Из фондов ГЦМ им. А.А.Бахрушина.

Например, в 1892 году после отъезда из России итальянки Карлотты Брианцы, исполнила главную партию в балете Мариуса Петипа «Калькабрино». Если Брианца, обладая великолепной техникой, училась мягкости и лиризму у русских танцовщиц, то максималистка Кшесинская поставила перед собой цель в полной мере овладеть виртуозностью итальянки. В балете «Калькабрино» Кшесинская ничуть не уступала Брианце.

Получив в 1895 году звание балерины, она постепенно монополизировала все лучшие и выигрышные партии в балетах: «Млада», «Коппелия», «Привал кавалерии», «Тщетная предосторожность», «Фиаметта», «Дочь фараона», «Арлекинада» …

Одним из значимых в своем творчестве событий, артистка считала выступление в 1893 году в партии Авроры в «Спящей красавице». Она вспоминала, что сам Чайковский после спектакля пришел к ней в гримерную и после лестных слов выразил желание написать для нее балет. Планам не суждено было осуществиться, так как вскоре композитор умер.
М. Ф. Кшесинская в партии Мариетты в балете «Калькабрино» Мариинского театра. Из фондов СПбГМТМИ.
М. Ф. Кшесинская в партии Незабудки в балете «Ненюфар» Мариинского театра. Из фондов СПбГМТМИ.
М. Ф. Кшесинская в заглавной партии в балете «Камарго» Мариинского театра. Из фондов СПбГТБ.
М. Ф. Кшесинская в партии Нирити в балете «Талисман» Мариинского театра. Из фондов СПбГМТМИ.
В балете «Эсмеральда», Кшесинская поражала отшлифованной техникой, продуманной игрой. Классический дуэт на балу она проводила с мертвенно побледневшим лицом, с выражением глаз разгневанной тигрицы. Искусство артистки было вдохновенно и могуче, большого размаха и диапазона.

Характеру Кшесинской были присущи и «души прекрасные порывы». Во время выступления в сентябре 1899 года в балете «Коппелия», итальянская танцовщица Генриетта Гримальди получила серьезную травму, отчего не могла закончить балет. Случайно оказавшаяся на спектакле Матильда Кшесинская, заменила артистку.

В годы Первой мировой войны, Кшесинская открыла и содержала частный лазарет. Заботилась не только о раненых, но и их семьях. Выступала в многочисленных благотворительных спектаклях, часто исполняя для солдат один из любимых своих танцев «Русскую».


Последнее выступление Матильды Кшесинской на императорской сцене состоялось в благотворительном спектакле 2 февраля 1917 года. Вместе с Михаилом Фокиным она танцевала в его балете «Карнавал». Театр, заполненный изысканной и элегантной публикой долго не отпускал артистку…

М. Ф. Кшесинская в заглавной партии в балете «Эсмеральда» Мариинского театра. Из фондов СПбГМТМИ.

М. Ф. Кшесинская в партии Аспиччии в балете «Дочь Фараона» Мариинского театра. Из фондов СПбГТБ.
М. Ф. Кшесинская в концертном номере «Русский танец». Из фондов СПбГМТМИ.
М. Ф. Кшесинская в заглавной партии в балете «Катарина, дочь разбойника» Мариинского театра. Из фондов СПбГМТМИ.
М. Ф. Кшесинская в заглавной партии в балете «Пахита» Мариинского театра. Из фондов ГЦММК.
После революции балерина навсегда покинула Россию. В 1929 году Матильда Кшесинская открыла собственную балетную студию в Париже. Среди ее учениц в разное время были легендарные звезды балета, в том числе Татьяна Рябушинская, Марго Фонтейн. Во время уроков она была тактична, внимательна, никогда не повышала голоса на своих воспитанниц. Получив образование и признание в России, Матильда Феликсовна Кшесинская способствовала развитию русской школы балета в Европе.