1905 – Премьера спектакля «Божий цветник» Александринского театра
1926 – Премьера спектакля «Конец Криворыльска» Александринского театра
1975 – Премьера спектакля «Элегия»
1939 – Родился Алексей Вадимович Бартошевич
1789 – Премьера спектакля «Владимир и Ярополк»
1879 – Родился Илларион Николаевич Певцов
1934 – Родилась Алиса Бруновна Фрейндлих
Премьера спектакля
«божий цветНик»
1 декабря
1905 г.
      Имя писателя, драматурга, критика и публициста Александра Ивановича Косоротова (1868–1912) ныне известно в основном историкам театра и литературы. В начале же XX века читающая публика России хорошо знала его автобиографическую повесть «Вавилонское столпотворение» и многочисленные рассказы, как напечатанные в периодических изданиях, так и выходившие отдельными сборниками.

А. И. Косоротов



     Широко известны были и его драматические произведения. Например, пьеса «Весенний поток», много и бурно обсуждавшаяся в прессе, нравилась и столичным, и провинциальным зрителям. О мелодраме «Мечта любви» премьер Александринского театра Николай Ходотов вспоминал, что она обошла провинцию и стала излюбленной гастрольной вещью многих артистов.
     Комедия Косоротова «Божий цветник», посвященная взаимоотношениям, царившим в богемных кругах, 1 декабря 1905 года была представлена на сцене Александринского театра с Николаем Ходотовым и Марией Савиной в главных ролях.
     Слава пришла к герою пьесы художнику Василию Рощину в то время, когда мечта о ней почти растаяла. Много лет переживая нужду, одиночество, презрение более успешных собратьев по цеху, он, как сам считал, создавал новое направление в искусстве. Единственным человеком, верившим в успех Рощина и поддерживавшим его все эти годы, была простая девушка по имени Зоя. Именно ей однажды приснился чудный сон, в котором все мужчины представали прекрасными цветами, а женщины — очаровательными бабочками. Конечно же, присутствовал в этом сне и ее Васенька. Только привиделся он девушке вместе с двумя бабочками — одна из них была похожа на Зою, а вторая, роскошная, была ей не известна. Сон, рассказанный Зоей Василию Рощину, вдохновил его на создание большого полотна. На очередной выставке картина произвела фурор. Все присутствующие обратили внимание на сходство одной из бабочек, прильнувшей к напоминающему Рощина цветку, с местной знаменитостью, богатой и надменной Надеждой Боровицкой. Толпа ожидала, что взбалмошная дама устроит самонадеянному художнику скандал. Боровицкая же, увидев талантливо написанную картину, поняла, что, будучи запечатленной на холсте, обречена на вечность.

А. И. Косоротов в молодости


Титульный лист комедии «Божий цветник» с цензорскими пометками


     Еще недавно Василий Рощин был одиночкой-отшельником, а теперь оказался в центре пристального внимания общества. Более всего его смущало нескрываемое расположение Боровицкой. Он считал себя неровней этой шикарной женщине. Давнишний знакомый Василия Рощина, по фамилии Торба, всячески старался сблизить художника с богатой дамой — ведь гениальный художник Рощин и состоятельная меценатка Боровицкая, соединившись, смогут сделать немало полезного для творческой жизни России.
   Забыв о Зое, Василий женится на Боровицкой. Надеясь победить академическую рутину и возродить художественную жизнь в стране, он открывает журнал «Божий цветик» и школу. К сожалению, вскоре Рощин начал замечать, что в журнале и школе поиски новых талантов и помощь им ушли на второй план, а силу и авторитет стала приобретать самодовольная посредственность. После долгих колебаний и мучительных размышлений Василий Рощин решил покинуть журнал «Божий цветик», который после ухода гения моментально превратился в заведение искусственных цветов.
     Александр Кугель, комментируя драматическое произведение Косоротова в журнале «Театр и искусство», писал: «В пьесе много сильных, местами талантливых сцен, с несомненностью свидетельствующих о литературном даровании автора». Но в итоге критик резюмировал, что пьеса, к сожалению, пришлась не ко времени. Пребывавшая в революционном угаре публика требовала иного искусства… В сезон 1905/06 года спектакль прошел на сцене Александринского театра семь раз.
      Более подробно о жизни и творчестве А. И. Косоротова, см.:

Премьера спектакля
«Конец Криворыльска»
2 декабря
1926 г.
#Александринский_театр
   2 декабря 1926 года в Актеатре (б. Александринском театре) состоялась премьера спектакля «Конец Криворыльска» по пьесе Б. С. Ромашова.
   Это была первая пьеса на современную тему, поставленная на бывшей императорской сцене. Отношение к молодой советской драматургии раскололо театр на её сторонников и противников. Среди последних был управляющий театром Ю. М. Юрьев. Незадолго до премьеры он заявил, что «эту агитку» на сцену не пустит. Позже по распоряжению Юрьева один из его заместителей садился рядом с кассиром и, любезно улыбаясь, говорил: «Не покупайте билетов на этот спектакль, это плохая и неинтересная пьеса».
     В самом деле, критики отнеслись к сатирической мелодраме Ромашова скептически. Удачно подмеченные детали провинциального быта, яркие словечки сочетались с нагромождением событий — здесь были и контрреволюция, и шпионаж, и мелодраматическое убийство. Но режиссёр Н. В. Петров и художник Н. П. Акимов сократили текст и перекомпоновали сцены, а режиссёрская выдумка, сценографическая изобретательность и мастерство артистов сгладили провалы пьесы.


     Чрезвычайный интерес вызвал актер И. Н. Певцов, вылепив из плоской роли бывшего врангелевца Севастьянова образ всё потерявшего и опустошённого человека. Глубоко симпатичный своей человечностью портрет комсомолки создала Н. С. Рашевская. Молодой актер Н. К. Симонов мощно сыграл коммуниста Мехоношева. Тёплые, простые ноты нашёл для образа старика-еврея Я. О. Малютин.

Певцов в роли Севастьянова


Рашевская в роли комсомолки Розы



    Спектакль вызвал огромный интерес и прилив энтузиазма, о чём говорили заглавия в прессе: «Первая победа», «Торжество театра», «Акдрама на новом пути», «Вперёд и выше». В редакцию «Смены» писали с просьбой устроить выездные спектакли, так как рядовым комсомольцам билеты в Акдраму были не по карману (более-менее приличное место стоило 1 рубль 75 копеек плюс 10 копеек за гардероб.
      Пьеса Ромашова стала событием и вслед за этим шла сразу в нескольких театрах СССР, однако успех Акдрамы остался непревзойдённым. Популярность комедии оказалась скоротечна: слишком поверхностной была её острота. Вскоре «Конец Криворыльска» был забыт (лишь к 40-летию Октября пьесу поставили в Театре им. Ленсовета). Но сам Криворыльск, переименованный по инициативе комсомольцев в Ленинск, остался в народной памяти, превратившись в символ тоскливого идиотизма и убожества.



Анекдот советской эпохи:
Диктор ТВ сообщает: «В Криворыльске введена в строй электростанция, прорыт канал, спущен на воду атомоход...». Иванов удивляется: «Неделю назад был в командировке в Криворыльске, ничего не видел». Диктор отвечает: «Иванов, хватит шляться по командировкам, лучше газеты читайте!».

Премьера спектакля
«элегия»
3 декабря
1975 г.
#Александринский_театр
3 декабря 1975 года на сцене Ленинградского театра драмы имени А. С. Пушкина театра состоялась премьера спектакля «Элегия» об истории взаимоотношений Ивана Сергеевича Тургенева (1818–1883) и актрисы Александринского театра Марии Гавриловны Савиной (1854–1915). Режиссер Илья Саулович Ольшвангер, художники Даниил Данилович Лидер (сценография) и М. Г. Мичурина (костюмы). Музыкальное сопровождение подобрано из произведений С. В. Рахманинова.

Драматург П. И. Павловский

В основе документальной пьесы Павла Исааковича Павловского «Элегия» (1968) – письма писателя к актрисе и воспоминания Савиной о встречах с Тургеневым. Действие начинается с 1879 года, когда Тургенев после длительного отсутствия на родине приехал в Петербург. Здесь он посетил спектакль Александринского театра «Месяц в деревне», где роль Верочки блестяще исполнила Савина. Писатель был потрясен игрой молодой актрисы в его пьесе. С этого момента и началось их знакомство, длившееся до конца жизни Тургенева.
Роль Тургенева исполнил народный артист Бруно Артуровича Фрейндлих, роль Савиной — молодая актриса Валентина Викторовна Панина, которая восприняла это как фантастику, настоящий подарок судьбы. В своих воспоминаниях «Как рождалась «Элегия»* В. Панина пишет о премьерных переживаниях: «…после показа спектакля худсовету нам сказали, что эта камерная история никому не нужна: тихо, не видно, не слышно, нет молодого положительного героя. Нас буквально спас клуб театралов «Электросилы», который вела Нина Рабинянц. После спектакля молодые ребята вдруг заявили, что он очень актуален и нужен молодежи, потому что становится понятным, какое это счастье — любовь и как печально, что мы теряем эту сказку. Спектаклю разрешили жить…».
Сценограф Д. Лидер, любивший сцену и относившийся к ней, по его словам, «как музыкант к своей скрипке или дирижер к своему оркестру», сумел создать атмосферу грусти, печали, одиночества и любви через максимально открытое, распахнутое пространство сцены — вплоть до машинерии, усыпанное белыми бумажными цветами. В статьях театральных критиков дан прекрасный анализ спектакля, его сценографии, тонкой игры актеров.

После смерти режиссера И. С. Ольшвангера в 1979 году всю заботу о художественном состоянии спектакля взял на себя Б. Фрейндлих. Тургенев был одной из его любимых ролей, в паре с Паниной они играли этот спектакль в течение 23-х лет и неизменно погружали зрителей в атмосферу благородных чувств двух больших творцов.

Сцена из спектакля «Элегия»

Арс: Российский журнал искусств. 1995. № 1. С. 97-98

Алексей Вадимович Бартошевич
4 декабря
1939 г.
«Учитель – это где-то между родителями и богами. Его любишь, ему веришь, его выбираешь для себя сам. Алексей Вадимович Бартошевич – мой Учитель»
- Смоленская Галина -


     В зимний день 4 декабря 1939 года родился человек, чье имя широко известно в творческих кругах: Алексей Вадимович Бартошевич. Всемирно известный специалист по творчеству У. Шекспира, театровед, историк театра, доктор искусствоведения, профессор и просто благородный человек.

А. В. Бартошевич

     С самого рождения Алексей Вадимович был связан с театром, рожденный в известной актерской семье, он проводил много времени за кулисами и в зале, наблюдая игру талантливых артистов того времени. И, казалось бы, судьба его вела к актерским подмосткам, однако, молодой человек окончил в 1961 году театроведческий факультет ГИТИСа, затем аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию. С этого момента жизнь А. В. Бартошевича целиком и полностью стала принадлежать театру. По сей день, он обладает бесконечным любопытством к новым современным постановкам, по первому зову может уехать в Казань или Екатеринбург, чтобы посмотреть спектакли по пьесам У. Шекспира.

А. В. Бартошевич

     Энциклопедически образованный, имеющий литературный дар и дар рассказчика, обладая редким талантом импровизатора, Алексей Вадимович является блестящим лектором. Его лекции пользуются огромной и заслуженной популярностью. Он умеет увести слушателя в то пространство и время, о котором рассказывает и слушатель оказывается соучастником исторических событий давних времен. Автор замечательных статей и книг, среди которых – «Шекспир. Англия. XX век», «Для кого написан Гамлет», «Театральные хроники. Начало двадцать первого века». И это малая толика того, что сумел создать этот безотказный, доброжелательный и самоотверженный Человек. Не смотря на зрелый возраст, А. В. Бартошевич сохраняет юношескую любознательность, бесконечное любопытство и активную мобильность.
     Театральная библиотека является хранителем многих статей и книг А. В. Бартошевича, Вы можете прочитать рецензии на спектакли, ознакомиться с творчеством нашего героя и историей театра времен У. Шекспира.

Премьера спектакля
«Владимир и Ярополк»
6 декабря
1789 г.
В недавнем прошлом мы уже знакомились с творчеством Якова Борисовича Княжнина: его перу принадлежат комедия «Хвастун», трагедия «Росслав». Сегодня мы вспоминаем о трагедии «Владимир и Ярополк». Эта пьеса нечаянным образом повлияла на судьбу самого драматурга. Она была написана в 1772 году на пике славы и признания Княжнина как придворного писателя. Премьера спектакля состоялась только 6 декабря 1789 года — пятнадцать лет она была под запретом и на это были причины.
Яков Борисович замыслил новую историческую, русскую трагедию. Идея верности своему Отечеству была в основе содержания. Действие трагедии происходит в Киеве, в княжеских чертогах и повествует о двух враждующих сыновьях Святостлава. Владимир соперничает с братом в любви к Рогнеде, влюбленной в Ярополка. А Ярополк колеблется между долгом государственного деятеля и страстью к пленной греческой княжне Клеомене. Рогнеда сгораемая от ревности к Ярополку требует от Владимира, в обмен на свою любовь, убить брата. Злодеяние свершается, и только после этого Владимир осознает драму случившегося. В заключении драматург представляет безумство Рогнеды и Владимира – это кара за содеянное.


После написания трагедии, Княжнин отдал её Ивану Перфильевичу Елагину, главному директору императорского театра. Елагин прочел трагедию и отдал для репетиций Ивану Афанасьевичу Дмитревскому. Но, вдруг автор получает уведомление от Елагина, что трагедия «оставлена без внимания». Императрица, прочтя ее, была недовольна: «равноапостольный» князь Владимир, сочинителем показан неверно. Особое негодование вызвали у императрицы слова: «Россию русский князь Россией истреблял». Екатерина запретила постановку пьесы. В недоумении Княжнин обратился с письмом к государыне. Ответом была ревизия, в результате которой над автором был учинен суд Военной коллегии за растрату казны. Княжнин был приговорен к смертной казни, замененной разжалованием в солдаты. Четыре года тюрьмы были для драматурга мучительны.
После помилования, состоявшегося только благодаря прошению друзей, говорить о постановке «Владимира и Ярополка» было безумством. И трагедия ждала своего урочного часа.
Свидетельств как прошла премьера найти не представилось возможным, но с текстом трагедии вы можете ознакомиться в Театральной библиотеке, издание которой хранится в «Отделе редкой книги, рукописных архивных и изобразительных материалов».

Илларион Николаевич Певцов
7 декабря
1879 г.

И. Н. Певцов – ученик Филармонического училища. 1899 г.

7 декабря (по старому стилю 25 ноября) 1879 года родился Илларион Николаевич Певцов, актер и театральный педагог, всего себя посвятивший театральному искусству. Он получил профессиональное образование в Музыкально-драматическом училище московского Филармонического общества и до прихода в Александринский театр в 1925 году (в тот момент — Ленинградский государственный академический театр драмы) играл во многих театрах в провинции и в Москве, среди которых можно выделить московские Товарищество новой драмы Всеволода Мейерхольда (1902-1905), Студию на Поварской (1905), Московский драматический театр (1915-1920) и МХАТ (1922-1924). Последний из перечисленных театров Певцов оставил по причине несоответствия предлагаемых ролей его творческим запросам: «Для Певцова жизнь в ролях была важнейшим источником его внутреннего роста, продолжением и даже высшей формой размышлений, владевших им в действительности. Если жизнь эта почему-либо оказывалась недостаточно насыщенной и по замыслу и содержанию своему ограниченной, неизбежно обеднялось и все его личное существование…»*. Кроме того, болезнь жены заставила его отказаться от поездки на гастроли в США. Этого вызвало недовольство у руководителей театра, но все равно они продолжали удерживать актера в труппе, предложив ему работать в Первой студии МХАТ.
Цимбал С. Творческая судьба Певцова. Ленинград; Москва, 1957. С. 100-101
«…Обстоятельства помешали ему обрести свой дом в Художественном театре, но обстоятельства не могли убить в нем потребность в таком доме…»*. Поэтому, когда в 1925 году Певцов получил приглашение от руководителя Ленинградского театра драмы Юрия Михайловича Юрьева, он без колебаний согласился. Придя в Театр драмы уже прославленным актером, он повторил роли, с успехом сыгранные им в других театрах (Федя Протасов в «Живом трупе» Л. Н. Толстого, Павел Первый в «Павле I» Д. С. Мережковского, Лир в «Короле Лире» У. Шекспира и др.) и исполнил много новых ролей, таких как Чугунов в «Волках и овцах» А. Н. Островского, Репетилова в «Горе от ума» А. С. Грибоедова...
Особенности исполнения ролей Певцовым ярко проявились, например, в его трактовке образа Неизвестного в спектакле «Маскарад» М. Ю. Лермонтова в возобновлении спектакля 1932 года. Актер Яков Малютин играл Неизвестного как привычную мелодраматическую фигуру, назначение которого только и состоит в том, чтобы преследовать Арбенина и омрачать его путь. Певцов же сыграл Неизвестного старым, утомленным, издерганным жизнью человеком. Можно было очень реально представить испытанные им житейские унижения и перенесенные им обиды. «Благодаря Певцову рядом с драмой Арбенина, жестоко наказанного за свою холодную, равнодушную и пустую жизнь, в спектакле возникла горестная история Неизвестного… Под стать согнутой и будто сжавшейся фигуре Неизвестного был его голос, в котором звучало сильное духовное напряжение и живая сердечная боль…»*. Успех Певцова в роли Неизвестного показал зрелость его творческого мышления и совершенство его реалистического метода.

И. Н. Певцов – Неизвестный. «Маскарад» М. Лермонтова

Там же. С. 118
Там же. С. 120-121
Илларион Николаевич Певцов ушел из жизни 25 октября 1934 года от малярии, заразившись на Памире во время съемок в фильме «Лунный камень». Похоронен он в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Об исполнении Певцовым ролей в спектаклях «Павел I» Д. С. Мережковского (Павел Первый), «Страх» А. Н. Афиногенова (Бородин) и «Конец Криворыльска» Б. С. Ромашова (Севастьянов) читайте в нашей Электронной библиотеке:

Алиса бруновна Фрейндлих
8 декабря
1934 г.

8 декабря – день рождения н.а. СССР Алисы Бруновны Фрейндлих.
      Несколько лет назад, к дню рождения любимой актрисы, канал «Культура» выпустил документальный фильм с удивительно точным названием: «Алиса Фрейндлих. Нет объяснения у чуда».
       Невозможно передать словами незабываемую атмосферу, царившую в зрительном зале Театра им. Ленсовета, когда буквально на наших глазах рождалось то, что иначе как чудо не назовешь. Элиза Дулиттл, Джульетта, арбузовская Таня, Раневская, Дульсинея Тобосская …
В Театре им. Ленсовета под руководством Игоря Петровича Владимирова актрисой сыграно около 30 ролей. И каких!
В 1983 году, по приглашению Г.А. Товстоногова, Алиса Фрейндлих «перешла Фонтанку» и влилась в прославленную труппу Большого драматического театра.
Через несколько лет в БДТ начались серьезные перемены. Георгия Александровича Товстоногова сменил Кирилл Юрьевич Лавров, затем был Темур Нодарович Чхеидзе, а в 2013 г. театр возглавил Андрей Анатольевич Могучий.
Менялось время, менялся театр, но Алиса Фрейндлих, ее необычайная притягательность, благородство, волшебный голос - все осталось неизменным. Она была и есть то самое неразгаданное чудо, «объяснить» которое не удалось никому…
На сцене БДТ, в окружении замечательных партнеров, актриса сыграла огромное количество спектаклей, и всякий раз в финале - шквал аплодисментов и цветы от преданных зрителей.

В одном из своих интервью Алиса Бруновна заметила:
«… если театр обращается к человеческой душе, он, в конце концов, обретает главное – любовь зрителей, которых можно зацепить только сопереживанием. Конечно, можно удивлять какими-то режиссерскими изысками, сценографическими трюками, но после этого удивления публика уходит ни с чем – посмотрела и забыла».
     Образы, созданные Алисой Фрейндлих на сцене и на экране, не забываются. Они живут в душе благодарного зрителя!
Мы с радостью присоединяемся к поздравлениям и самым добрым пожеланиям в адрес Алисы Бруновны Фрейндлих - нашей любимой актрисы, давнего друга и Почетного читателя Театральной библиотеки.

© Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека