Илларион Николаевич Певцов
7 декабря
1879 г.
7 декабря 1879 года родился Илларион Николаевич Певцов, актер и театральный педагог, всего себя посвятивший театральному искусству.

И. Н. Певцов. 1916 г. Из фондов Музея МХАТ.

Он получил профессиональное образование в Музыкально-драматическом училище московского Филармонического общества и до прихода в 1925 году в Ленинградский театр драмы играл во многих театрах провинции и Москвы, среди которых можно выделить московские Товарищество новой драмы Всеволода Мейерхольда (1902-1905), Студию на Поварской (1905), Московский драматический театр (1915-1920) и МХАТ (1922-1924).

Последний из перечисленных театров Певцов оставил по причине несоответствия предлагаемых ролей его творческим запросам. «Для Певцова жизнь в ролях была важнейшим источником его внутреннего роста, продолжением и даже высшей формой размышлений, владевших им в действительности. Если жизнь эта почему-либо оказывалась недостаточно насыщенной и по замыслу и содержанию своему ограниченной, неизбежно обеднялось и все его личное существование…»*.

Кроме того, болезнь жены заставила его отказаться от поездки на гастроли в США. Этого вызвало недовольство у руководителей театра, но все равно они продолжали удерживать актера в труппе, предложив ему работать в Первой студии МХАТ.
Цимбал С. Творческая судьба Певцова. Ленинград; Москва, 1957. С. 100-101.
«Обстоятельства помешали ему обрести свой дом в Художественном театре, но обстоятельства не могли убить в нем потребность в таком доме…».*

Поэтому, когда в 1925 году Певцов получил приглашение от руководителя Ленинградского театра драмы Юрия Михайловича Юрьева, он без колебаний согласился. Придя в Театр драмы уже прославленным актером, он повторил роли, с успехом сыгранные им в других театрах: Федя Протасов в «Живом трупе» Л.  Н. Толстого, Павел Первый в «Павле I» Д. С. Мережковского, Лир в «Короле Лире» У. Шекспира и др.

Он исполнил и много новых ролей, таких как Чугунов в «Волках и овцах» А. Н. Островского, Репетилов в «Горе от ума» А. С. Грибоедова...

Особенности исполнения ролей Певцовым ярко проявились, например, в его трактовке образа Неизвестного в спектакле «Маскарад» М. Ю. Лермонтова в возобновлении спектакля 1932 года. Актер Яков Малютин играл Неизвестного как привычную мелодраматическую фигуру, назначение которого только и состоит в том, чтобы преследовать Арбенина и омрачать его путь. Певцов же сыграл Неизвестного старым, утомленным, издерганным жизнью человеком. Можно было очень реально представить испытанные им житейские унижения и перенесенные им обиды.

И. Н. Певцов. Из фондов Александринского театра.

Цимбал С. Творческая судьба Певцова. Ленинград; Москва, 1957. С. 118.
«Благодаря Певцову рядом с драмой Арбенина, жестоко наказанного за свою холодную, равнодушную и пустую жизнь, в спектакле возникла горестная история Неизвестного… Под стать согнутой и будто сжавшейся фигуре Неизвестного был его голос, в котором звучало сильное духовное напряжение и живая сердечная боль…»*.
И. Н. Певцов в роли Неизвестного в спектакле «Маскарад» Ленинградского театра драмы. 1932 г.
И. Н. Певцов в роли Побяржина в спектакле «Вера Мирцева» Московского драматического театра (Театра Суходольских). 1915 г. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
И. Н. Певцов в роли Рындина в спектакле «Нечистая сила» Московского драматического театра (Театра Суходольских). 1916 г. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
И. Н. Певцов в роли Протасова в спектакле «Живой труп» Ленинградского театра драмы. 1925 г. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Цимбал С. Творческая судьба Певцова. Ленинград; Москва, 1957. С. 120-121.
И. Н. Певцов в роли Павла Первого в спектакле «Павел I» Ленинградского театра драмы. 1928 г. Из фондов МКАИ.
И. Н. Певцов в роли Репетилова в спектакле «Горе от ума» Ленинградского театра драмы. 1932 г. Из фондов Александринского театра.
И. Н. Певцов в роли Тартюфа в спектакле «Тартюф» Ленинградского театра драмы. 1929 г. Из фондов Александринского театра.
И. Н. Певцов в роли Уолтера Бэрнса в спектакле «Сенсация» Ленинградского театра драмы. 1930 г. Из фондов Александринского театра.

Портрет И. Н. Певцова с отражением в зеркале. 1920-е гг. Художник П. А. Жеребцов. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.

Успех Певцова в роли Неизвестного показал зрелость его творческого мышления и совершенство его реалистического метода.

«В его лице — подлинное мастерство театра сочетается с огромной художественной культурой, творческая воля — с тончайшим анализом и социальным раскрытием воли. ,<...> Все его образы, как бы порой они дискуссионны ни были, неизменно вклиниваются в память: так отчетлив и ясен рисунок, так оправдана, продумана и многогранна каждая характеристика», — писал о нем С. Дрейден.*

Не удивительно, что этого яркого артиста, создавшего целую галерею неповторимых сценических образов, так любили рисовать художники.

Дрейден С. И. Н. Певцов // Ленинградская правда. 1928. 9 марта.