Любовь Осиповна
Дюр-Каратыгина
21 декабря
1804 г.
«Идеал прелести и грации на сцене»
- П. Н. Арапов -
21 декабря 1804 года родилась актриса Любовь Осиповна Дюр (Дюрова), сестра Николая Осиповича Дюра и супруга Петра Андреевича Каратыгина.

Портрет Л. О. Дюровой. Неизвестный художник. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.

После смерти матери она воспитывалась в семье тетки, известной петербургской танцовщицы Е. И. Колосовой, определившей девочку в Театральное училище «под крыло» князя А. А. Шаховского, сразу разглядевшего в ней талант.

По окончании училища 2 мая 1821 г., Любовь Осиповна дебютировала на сцене Александринского театра в роли Агнессы в комедии Мольера «Школа женщин», позже сыграла Бетти в «Молодости Генриха V» А. Дюваля и Евгению в «Ревнивой жене» П. Дефоржа. Последнюю роль, как отмечали критики она исполнила, «как первоклассная, опытная актриса»*.

«Если можно себе представить идеал прелести и грации на сцене, то это была Дюрова; вблизи она далеко не могла слыть за красавицу, но столько было жизни и привлекательности в ее физиономии, столько наивной прелести в ее глазах и улыбке, что она превосходила всех красавиц, <...> в глазах ее блестела какая-то особая привлекательность и бархатная прелесть в гармоническом ее голосе», — такой словесный портрет оставил ее современник, П. Н. Арапов.*
Арапов П. Н. Летопись русского театра. Санкт-Петербург, 1861. С. 304.
Арапов П. Н. Летопись русского театра. Санкт-Петербург, 1861. С. 303–304, 351.
Дюрова почти сразу же выдвинулась в число премьерш театра. Кроме того, она оказалась актрисой, умеющей играть как в бытовом водевиле, так и в классическом репертуаре. «Голос и орган у Дюровой был мягкой, симпатичный; дикция безукоризненная и при том она необыкновенно разнообразна в своих ролях. Дюрова столько же была хороша в роли простодушной девушки, как и великосветской бойкой девицы, кокетки и дамы высшего общества; ее игра была всегда естественна и вместе с тем эффектна; она мастерски читала стихи и с первого выхода на сцену сделалась любимицею публики».*
Любовь Осиповна много играла в пьесах своего учителя, князя Шаховского («Женщина-полковник», «Тетушка или Она не так глупа» и др.), сыграла в переделках пушкинских поэм: Наину в «Руслане и Людмиле», Марию в «Керим-Гирее, крымском хане». О последнем исполнении писали следующее: «Публика приветливо принимала и прелестную, юную Марию (Дюрову), которой дикция достигала высокого совершенства в этой роли».* Ей доверяли сложнейшие роли, так в драме «Наталья, боярская дочь» она представила противоречивый, но глубоко убедительный образ главной героини. Успех актрисы был бесспорен.

Очарование и прелесть юной Любови Дюр привлекали множество поклонников, среди которых был и ее учитель, А. А. Шаховской. Выйдя замуж по любви за премьера театра Петра Каратыгина, она обрела счастье в семейной жизни, оказавшееся, к сожалению, недолгим. Вскоре после замужества, оставив на руках мужа маленького сына, Любовь Осиповна скончалась в следствии быстро развившейся чахотки. Её смерть была неожиданной и стала ударом для всех, кто ее любил.

Портрет П. А. Каратыгина, мужа Л. О. Дюр. Рисунок Клюквина, литография Тюлева.

Арапов П. Н. Летопись русского театра. Санкт-Петербург, 1861. С. 374.