Премьера спектакля
«Полководец Суворов»
24 декабря
1948 г.
24 декабря 1948 года на сцене Театра драмы им. А. С. Пушкина состоялась премьера спектакля по пьесе И. В. Бахтерева и А. В. Разумовского «Полководец Суворов» .
Накануне Второй Мировой войны в июне 1939 г. Театр драмы им. А. С. Пушкина выпустил спектакль «Суворов». Впоследствии, сцены из спектакля о великом полководце театр показывал фронтовикам в тяжелых условиях военного времени. На фронте «Суворов» звучал особенно остро, к тому же, его показы совпали с учреждением Ордена Суворова в 1942 г.

После победы в Великой Отечественной войне тема доблести и славы русского воинства была в высшей степени актуальна, и театр решил возобновить постановку в новой редакции. Спектакль 1939 г. подвергся значительным изменениям, поэтому премьера под названием «Полководец Суворов» воспринималась как новая работа театра.

В 1948 г. драматургический материал был существенно переработан, музыкальное оформление В. В. Щербачева дополнено маршем А. С. Аренского. Была изменена сценография: художником спектакля выступил А. Ф. Босулаев (автором прежних декораций был И. Я. Билибин). Частично поменялся состав исполнителей. В качестве режиссера по-прежнему выступал А. А. Музиль, а заглавная роль оставалась за ее непревзойденным исполнителем К. В. Скоробогатовым.

К. В. Скоробогатов в роли Суворова. Из фондов Александринского театра.

Зритель с восторгом принимал новую постановку, спектакль широко обсуждался. «Серьезный и содержательный спектакль», «интересный и нужный», «несомненная удача театра», «значительное достижение», «значительное явление в жизни нашего театрального искусства», — такие высказывания появлялись на страницах прессы. Рецензенты подробно анализировали новую постановку, сравнивали ее с предыдущей, и ни один из них не мог обойти центральную фигуру спектакля — прославленного полководца Суворова в мастерском исполнении Скоробогатова.
Эскиз декорации к спектаклю. Художник А. Ф. Босулаев. Из фондов Александринского театра.
Актер говорил, что видел Суворова «человеком огромного ума и разносторонне образованным, серьезным и вместе с тем необычайно живым по натуре, склонным к шутке, мастером острого, меткого слова» и ставил перед собой задачу «не только изобразить всем знакомые «видимые черты» лица и жизни Суворова, но также понять и показать зрителю того «внутреннего человека», который был в нем скрыт».*
Скоробогатов К. В. Жизнь и сцена. Ленинград, 1970. С. 228.
В. Э. Крюгер — Самсонов, К. В. Скоробогатов — Суворов, Г. М. Мичурин — Потемкин. Из фондов Александринского театра.
Сцена из спектакля. Из фондов Александринского театра.
Прежние исполнители роли Суворова традиционно акцентировали свое внимании на чудаковатости полководца, тем самым превращая его в фигуру преимущественно комическую. Такую трактовку Скоробогатов считал в корне неверной, обедняющей образ. По его убеждению, без комической краски обойтись нельзя, но палитра должна быть значительно шире, соответствовать масштабу личности. «Я стремился как бы осветить самые разные грани характера», — признавался актер. Он пришел к выводу, что «все знаменитые странности Суворова» являлись «для него удобной защитной маской», «своеобразным эзоповым языком, которым пользовался великий человек, чтобы сохранить духовную свободу и независимость взглядов».*
Скоробогатов К. В. Жизнь и сцена. Ленинград, 1970. С. 235, 240.
К. В. Скоробогатов в роли Суворова. Из фондов Александринского театра.
Сцена из спектакля. В. В. Эренберг — Багратион, К. В. Скоробогатов — Суворов. Из фондов Александринского театра.

Г. К. Инютина в роли Долгорукой. Из фондов Александринского театра.

Скоробогатов стремился добиться предельной точности при создании образа и для этого проделал серьезную работу: исследовал многочисленные исторические документы, в поисках материала регулярно посещал Публичную библиотеку, музеи, подробно изучая картины, скульптурные изображениях, принимал участие в переделке текста роли. Образ прорабатывался до мельчайших деталей. Внешность, походка, движения, мимика, интонации, — все было осмыслено в соответствии с внутренней жизнью героя. Всеми средствами Скоробогатов старался подчеркнуть скромность, простоту Суворова, его близость к обыкновенным людям, рядовым солдатам и, в то же время, передать невероятную прозорливость блестящего стратега, стойкость, неиссякаемую силу духа. За эту роль актер был удостоен Сталинской премии. Современники назвали его «мастером исторического портрета».

Высокий уровень исполнительского мастерства демонстрировали в спектакле партнеры Скоробогатова — В. В. Меркурьев (Прохор), Ю. В. Толубеев (Кутузов), В. В. Эренберг (Багратион), Г. М. Мичурин (Потемкин), М. Л. Никельберг (Павел I), А. С. Любош (Шлаукопф) и многие другие.
А. Н. Киреев в роли Кутайсова. Из фондов Александринского театра.
А. С. Любош в роли Шлаукопфа. Из фондов Александринского театра.
В. А. Ястребова в роли Дамы. Из фондов Александринского театра.
Р. И. Керлин — Дама на балу. Из фондов Александринского театра.
Как писал Д. И. Золотницкий, «Полководец Суворов» — «это одна из тех работ театра, которые определяют его творческие искания и его лучшие достижения последних лет».*
Золотницкий Д. И. Образ народного героя // Советское искусство. 1950. 16 мая (№ 27). С. 2.
Дамы: Р. И. Керлин, И. Н. Борисова, В. А. Ястребова, А. А. Кржечковская, З. И. Богомолова, Е. П. Гусева. Из фондов Александринского театр.
Яркий, праздничный образ спектакля стал одним из символов новой, мирной жизни. Отогреваясь душой после тяжелых военных лет, зрители, благодаря прекрасным декорациям и волшебным костюмам Билибина, смогли окунуться в мир настоящего театра — Театра с большой буквы.
Платье от костюма Дамы. Художник И. Я. Билибин. Из фондов Александринского театра.
Платье от костюма старухи Каретниковой. Художник И. Я. Билибин. Из фондов Александринского театра.
Платье от костюма Дамы. Художник И. Я. Билибин. Из фондов Александринского театра.
Платье от костюма Дамы. Художник И. Я. Билибин. Из фондов Александринского театра.