Николай Николаевич
Ходотов
14 февраля
1878 г.
14 февраля 1878 года родился актер, чтец, режиссер, писатель Николай Николаевич Ходотов, более 30 лет выходивший на сцену Александринского театра и сыгравший за эти годы свыше пятисот ролей.
Судьба Ходотова сложилась на редкость счастливо. Безоблачное детство в Петрозаводске, раннее увлечение театром, участие в любительских кружках, успешная учеба на Императорских драматических курсах в классе В. Н. Давыдова и сразу же после окончания курсов — зачисление в труппу театра. Очень быстро он стал участвовать в гастрольных поездках с корифееми театра — М. Г. Савиной, В. Ф. Комиссаржевской, К. А. Варламовым, В. П. Далматовым и др.

Актер занял нишу «положительных героев»: они произносили горячие, темпераментные, свободолюбивые монологи, смеялись, негодовали, плакали, и вместе с актером жизнью его героев жили сотни пришедших в театр зрителей.

Человек широкой души, увлекающийся и отзывчивый, он славился известностью среди студенчества, писателей и прогрессивной интеллигенции. Очень часто дома у актера собирались различные люди, и на его вечерах велись горячие, оживленные беседы о политике, науке и искусстве.

«В нем было необыкновенно много непосредственности, добросердечия, мягкости и, главным образом, общительности... В компании он был незаменим. Всегда веселый, жизнерадостный и необыкновенно покладистый»*.

Н. Н. Ходотов. 1900-е гг.

Юрьев Ю. М. Записки: в 2 т. Т. 2. Ленинград; Москва, 1963. С. 84.

Эскиз костюма Гамлета для Н. Н. Ходотова. «Трагедия о Гамлете, принце Датском» Александринского театра. 1911 г. Художник А. К. Шервашидзе. Из фондов СПбГТБ.

Ходотов был любимцем Петербурга и пользовался необычайной популярностью. Благодаря своим прекрасным сценическим данным, искренностью игры, красивому голосу, передающему малейшие оттенки настроения, он сразу обратил на себя внимание публики.

Ходотов писал, что «благодаря своей кипучей, неуравновешенной натуре, увлекался всем, что объединяет театр: литературой, драматургией, поэзией, музыкой (пением и мелодекламаций), педагогикой, библиоманией... ...Громадную часть... души отдал... общественности, так тесно связанной с протестом против неправды, зла, насилия».*

Симпатичному обаятельному артисту так часто доставались роли молодых интеллигентов и «студенческие» роли, что молодой актер даже получил получил прозвище «Ходотов — вечный студент». Лирический талант Ходотов обнаружил и в ролях из репертуара Островского: Бородкина («Не в свои сани не садись»), Карандышева («Бесприданница»), Леля («Снегурочка»), Платона («Правда — хорошо, а счастье лучше»).
Н. Н. Ходотов в роли Ленивцева в спектакле «Хорошенькая» Александринского театра. 1907 г. Из фондов Александринского театра.
Н. Н. Ходотов в роли Тихона в спектакле «Гроза» Александринского театра. 1909 г. Из фондов СПбГМТМИ.
Н. Н. Ходотов в в роли Петра в спектакле «Не так живи, как хочется» Александринского театра. 1912 г. Из фондов Александринского театра.
Н. Н. Ходотов в роли Петра Андреевича Пехтерева в спектакле «Ассамблея» Александринского театра. 1912 г. Из фондов Александринского театра.
Ходотов Н. Н. Близкое – далекое. Ленинград; Москва, 1962. С. 23.
Ю. М. Юрьев вспоминал: «В силу своих сценических данных Ходотов в короткое время обрел очень выгодное для того времени амплуа и стал играть преимущественно молодых людей "с синими воротниками", то есть учащихся, произносящих обличительные тирады. Студенческая галерка, чуткая к ноткам всякого протеста, восторженно отзывалась на эти тирады и невольно ассоциировала их с личностью самого Ходотова. Благодаря этому обстоятельству за ним утвердилось мнение как об актере-общественнике, что привело его в соприкосновение с революционными группами тогдашней интеллигенции, с передовым студенчеством и как будто даже с некоторыми социал-демократическими кругами».*

Сам же актер тяготел к амплуа «неврастеника», «окрашивая все роли болезненной нервозностью и надрывом, что в те годы нередко служило признаком талантливости»*. Трактуя своих героев как людей нервных, обостренно чувствующих, обладающих неустойчивой психикой, Ходотов создал свои лучшие роли: Треплева («Чайка»), Раскольникова («Преступление и наказание»), князя Мышкина («Идиот»), Освальда («Привидения»), Иервена («У царских врат»), Иванова («Иванов»), Астрова («Дядя Ваня»), Протасова («Живой труп»), Гамлета («Гамлет»), Жадова («Доходное место»), царя Федора («Царь Федор Иоаннович»), Тихона («Гроза») и др.

Зарисовка Н. Н. Ходотова в роли князя Мышкина в спектакле «Идиот» Государственного академического театра драмы. 1920 г. Художник С. Миронов. Из фондов СПбГМТМИ.

Юрьев Ю. М. Записки: в 2 т. Т. 2. Ленинград; Москва, 1963. С. 84.
Юрьев Ю. М. Записки: в 2 т. Т. 2. Ленинград; Москва, 1963. С. 80.
Н. Н. Ходотов в роли Иванова в спектакле «Иванов» Александринского театра. 1909 г. Из фондов Александринского театра.
Н. Н. Ходотов в роли Треплева в спектакле «Чайка» Александринского театра. 1902 г. Из фондов Александринского театра.
Н. Н. Ходотов в роли Жадова в спектакле «Доходное место» Александринского театра. 1913 г. Из фондов Государственного литературного музея им. В. И. Даля.
Н. Н. Ходотов в роли Раскольников в спектакле «Преступление и наказание» Александринского театра. 1907 г. Из фондов Александринского театра.

Портрет Н. Н. Ходотова. 1927 г. Художник Я. А. Чахров. Из фондов СПбГМТМИ.

Ходотов написал несколько пьес, поставленных в Александринском театре («На перепутье», «Госпожа "пошлость"», «Красная нить») и книгу воспоминаний «Близкое — далекое» (1932), ставшую важным театральным памятником своего времени.

Огромное влияние на молодого артиста, недавно пришедшего в труппу театра, оказала В. Ф. Комиссаржевская. В противовес богемному образу жизни, к которому Ходотов испытывал сильное влечение, она стремилась приобщить молодого актера к служению подлинному искусству. «Комиссаржевская вовлекла Ходотова в круг своих интересов. Они обменивались прочитанными книгами, подчеркивая то, что обоим казалось близким и нужным».*

Именно Вера Федоровна привила молодому актеру любовь к чтению, что, вероятно, в скором времени вылилось в подлинную страсть — коллекционирование книг, ставших главным украшением и богатством квартиры Ходотова. Свою коллекцию он завещал Театральной библиотеке. Это собрание (театральная периодика, книги по искусству, философии и истории) является предметом гордости библиотеки и бережно хранится в фондах по сей день. В этой коллекции сохранились и те книги, которые Ходотов и Комиссаржевская передавали друг другу...
Комиссаржевская В. Ф. «Эти огненные письма...» : письма В. Ф. Комиссаржевской к Н. Н. Ходотову / составитель Ю. П. Рыбакова. Санкт-Петербург, 2014. С. 9.