премьера БАЛЕТа
«Щелкунчик»
24 февраля
1934 г.
24 февраля 1934 года в Ленинградском академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова состоялась премьера спектакля «Щелкунчик». Балетмейстер Василий Иванович Вайнонен. Дирижер Евгений Александрович Мравинский.

Сцена из 1-го действия

балета П. Чайковского «Щелкунчик».

1934 год. Фотоархив Мариинского театра

Главные партии в балете исполняли: Константин Михайлович Сергеев (Принц) и Галина Сергеевна Уланова (Маша). Музыка «Щелкунчика», шедевра Петра Ильича Чайковского, написанная на широкой симфонической основе и полная мелодической яркости и разнообразия, всегда представляла интерес вне зависимости от сценического воплощения балета.
Сказочный сюжет балета известен, пожалуй, всем. Героиня балета, прелестная Машенька Штальбаум, во сне переносилась в волшебное кукольное царство. Гибель в бою крысиного царя превращала Щелкунчика, игрушку подаренную девочке крестным, в принца, который вел за собой Машу в некую снежную местность, где она любовалась вальсом снежинок.
Спектакль строился на классическом танце — Василий Иванович Вайнонен опирался на хореографическое решение Мариуса Петипа, но дополнил его новыми эпизодами. Спектакль был прекрасно оформлен. Первый акт выдержан в стиле XVIII века, остальные — фантастичны, но, безусловно, чрезвычайно изысканы.
Балетмейстер тонко расслышал музыку балета. Ему блистательно удался кордебалет в картине зимней ночи: порхание первых снежинок, мерное кружение их сгустившегося танца, то и дело меняющего узоры, тающий уход в небеса по скрытому за декорацией помосту. Ни разу не нарушив академизм структурных форм классического танца, Василий Вайнонен дал примеры самобытного стиля и в развернутом «розовом вальсе» кордебалета, и в сольных номерах дивертисмента.
Постановка спектакля, в третьей редакции В. И. Вайнонена, прошла с успехом. Новые формы танца были приняты и вошли в историю классического искусства.