Павел Николаевич Орленев
6 марта
1869 г.

П. А. Орленев

6 марта 1869 года в семье московского купца родился русский актер Павел Николаевич Орленев (настоящая фамилия Орлов).
В 1885 году Орленев поступил в драматическую школу Театрального училища при московском Малом театре, в уже 1886 году впервые выступил на сцене Малого театра. Почти пять лет — с 1886 по 1891 год — играл в провинциальных театрах Вологды, Риги, Нижнего Новгорода, Вильно, Минска, Ростова-на-Дону.
В 1893 году молодого актера приглашают в Театр Корша, где он прослужил до 1895 года, а после, по приглашению А. С. Суворина, перешел в Театр Литературно-художественного общества в Петербурге. На сцене суворинского театра Орленев сыграл ряд ролей, вошедших, по отзывам критики и современников, в историю русского театра как «потрясающие образцы высокого актерского мастерства».
«С именем П. Н. Орленева связан новый этап в развитии русского актерского искусства. Сыграв в 1898 году роль царя Федора („Царь Федор Иоаннович“ А. Толстого), Орленев открыл для русского театра новое амплуа — „неврастеника“. Все свое внимание он отдавал внутренней, духовной жизни человеческой личности. Трагически раздвоенный, страдающий от зла жизни и мечущийся в постоянных поисках добра и справедливости — таков постоянный герой Орленева. Будь то Раскольников („Преступление и наказание“ по Ф. М. Достоевскому), Дмитрий Карамазов („Братья Карамазовы“ по Ф. М. Достоевскому), Освальд („Привидения“ Г. Ибсена) или Бранд („Бранд“ Г. Ибсена). Актер-гастролер, Орленев объездил всю Россию. Он также впервые познакомил Запад с русским драматическим искусством, побывав в Берлине Лондоне, Америке Швеции, Норвегии. На родине Г. Ибсена, в Норвегии, он был признан лучшим Освальдом. Орленев продолжал выступать на сцене и после революции. В 1926 году ему одному из первых было присвоено звание народного артиста республики»*.

П. Орленев - Федор Иоаннович. Царь «Царь Федор Иоаннович»

«Громадная экономия в пользовании приемами внешней мимики (скупой жест, ограниченное лишь абсолютно необходимое, движение), перенесение центра тяжести на мимику внутреннюю и общую эмоциональную возбудимость. Высокая культура сценического слова П. Н. может служить настоящим образом для молодого поколения современных актеров» (Тверской К. Орленев // Рабочий и театр. 1926. № 40. С. 9)
«Я смотрел Орленева в „Братьях Карамазовых“. Спектакль, как таковой, способен был возмутить самого невзыскательного зрителя. <…> Вся пьеса сделана для одной роли Мити Карамазова; остальные персонажи введены лишь постольку, поскольку они нужны для выявления центральной роли. Эту центральную роль играл Орленев, на котором и сосредоточился весь интерес спектакля.» (С. М. Орленев // Жизнь искусства. 1924. № 20. С. 14)
В 1906 Орленев начал постройку крестьянского театра в Сызранском уезде, организует здесь и позднее в Голицыно под Москвой бесплатные спектакли для крестьян.
В 1913—1915 годах снимался в кино (немые фильмы «Преступление и наказание»,
«Привидения» и др.).
Павел Николаевич оставил мемуары «Жизнь и творчество русского актера Павла
Орленева, описанные им самим" (первое издание — 1931 год).
Павел Орленев умер 31 августа 1932 года в Москве.