премьера балета
«ЕГИПЕТСКИЕ НОЧИ»
8 марта
1908 г.
8 марта 1908 года в Мариинском театре прошел благотворительный спектакль в пользу школ Императорского патриотического общества. Состояло представление из двух постановок, о которых сам их создатель, балетмейстер Михаил Михайлович Фокин вспоминал так: «Мне хотелось дать в один вечер два совершенно противоположных по стилю танца балета».*
Так состоялась премьера одноактного балета на музыку Антона Степановича Аренского «Египетские ночи» по новелле Теофиля Готье «Ночь Клеопатры». Основные партии в постановке исполняли: Анна Павлова (Вереника), Михаил Фокин (Амун), Елизавета Тиме (Клеопатра), Вацлав Нижинский (Раб Клеопатры), Ольга Преображенская (Арсиноя, рабыня Клеопатры). Тамара Карсавина, Людмила Бараш, Анна Васильева, Матрена Конецкая и другие.

В процессе работы Михаил Фокин выяснил, что ранее Лев Иванович Иванов уже обращался к идее постановки балета на музыку Аренского, но его версия не была осуществлена. Балет в хореографии Иванова был приготовлен для народных спектаклей на Ольгином острове, в Петергофе и Царском селе. Когда Фокин ознакомился с уже созданными костюмами, то был поражен, насколько они не имели ничего общего с реальным древнеегипетским стилем. И Михаил Михайлович решил действовать нестандартно: «Мы с Верой приступили к поискам всего, что может при некотором изменении, небольшой переделке пригодиться для моего небалетного Египта. Из опер, среди костюмов мимисток и фигуранток в других „египетских” балетах мы отбирали рубашки, кушаки, вуали, покрывала, воротники, обручи на руки и все это комбинировали… Но если одеть [артистов] с соответствующими париками и гримом и заменить балетные туфли

М. М. Фокин. 1900-е гг.

сандалиями, то Египет получается совершенно иной. Для спектакля я заставил всех танцовщиков и танцовщиц загримироваться темной краской. Сам делал всем удлиненные глаза и прямые черные брови. Рисовал им губы резко очерченного рисунка, как мы видим у сфинксов. Надел настоящие египетские парики. Когда на сцену вышли все артисты, это был Египет, которого не видела ни одна сцена до того времени. Не только в балете, но и в опере и драме такой стилизации еще не было. Я считаю это подлинной реформой балетного костюма. Осуществлено это было без всякого участия какого-либо художника, без всякого расхода. Помогала мне в осуществлении этой моей мечты лишь моя жена, совсем еще начинающая танцовщица Вера Фокина».*
Эскизы костюмов к балету «Египетские ночи». Художник М. П. Зандин. Из фондов СПбГТБ.
Эскизы костюмов к балету «Египетские ночи». Художник М. П. Зандин. Из фондов СПбГТБ.

Фокин М. М. Против течения : воспоминания балетмейстера: сценарии и замыслы балетов; статьи, интервью и письма. Ленинград, 1981. С. 113.

Фокин М. М. Против течения : воспоминания балетмейстера: сценарии и замыслы балетов; статьи, интервью и письма. Ленинград, 1981. С. 111.


Е. И. Тиме, исполнительница партии Клеопатры. Из фондов Александринского театра.

На роль Клеопатры балетмейстер целенаправленно взял ученицу драматических курсов Елизавету Ивановну Тиме, считая, что именно «небалетная» артистка лучше представит страстную царицу при полном отсутствии каких-либо танцев в ее исполнении. Но случилось непредвиденное. На спектакль Клеопатра пришла с огромным флюсом! Менять артистку было уже поздно. Спас «барельефный» принцип постановки, профильные позы позволили Тиме скрыть опухшую щеку от публики.

Действительно, танцы были поставлены в египетском стиле, для балета того времени совершенно новом. Все мизансцены напоминали росписи и барельефы древних храмов, характерными чертами танцев стали профильные позы, угловатые линии, плоские кисти.

Критика не осталась равнодушной: «Тут балетмейстер г. Фокин, выказал большое знание египетского искусства и дал много поз, очень верных и типичных. Не только танцы, но и постановка всего балета очень осмысленна и целостна»*.

Михаил Фокин настолько увлекся Древним Египтом, что основательно изучил все экспонаты в соответствующем отделе Эрмитажа. Он зачитывался книгами по истории этой неповторимой исчезнувшей цивилизации.

Козлянинов Л. Балет «Египетские ночи» Аренского и танцы под музыку Шопена // Театр и искусство. 1908. № 11 (16 марта). С. 198.

В конце концов, балетмейстер увлекся настолько, что совершил эксцентричный поступок. В музыке был номер «Танец со змеей», и Фокин решил поставить его для Павловой. Прекрасно зная, как танцовщица обожает животных, он решил включить в постановку настоящую змею. Но если для Павловой танец со змеей не принес удовольствия, но и не оказался и трагедией, то сам Фокин еле вытерпел общение с рептилией. Живая змея после первого спектакля была заменена бутафорской, тем более, что она замирала в неподвижности, обвив руку Павловой, нарушая планы балетмейстера на леденящее душу «извивание».

Вот тут и критика экстравагантный порыв Михаила Михайловича не оценила: «Менее удачен танец Вероники со змеей; хотя по музыке очень красив, но мало выразителен и присутствие змеи в руках танцовщицы является непонятным».*

Балет «Египетские ночи» создавался с увлечением и самозабвением. Недаром присутствовавший на репетиции, художник Александр Николаевич Бенуа вспоминал: «Фокин весь огонь, а огонь обжигает».

В заключение благотворительного спектакля был представлен балет «Шопениана» во 2-й редакции, как небольшой дивертисмент. Музыка Фридерика Шопена звучала в оркестровке Мориса Келлера и Александра Константиновича Глазунова. Солировали: Анна Павлова, Ольга Преображенская, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский.

А. П. Павлова в партии Таор в балете «Клеопатра» . Из фондов СПбГМТМИ .