Василий Андреевич Каратыгин
10 марта
1802 г.
Однажды один начинающий актер вызвал недовольство своего начальника. Ну, бывает! Чего только не случается иногда! Наверное, и не запомнилось бы это событие, случившееся почти двести лет назад, 9 марта 1822 года, если бы этот молодой человек не оставил бы о себе долгую память, став легендой Русского театра.

В. А. Каратыгин

Ведущий трагик Александринской сцены, Мастер русского сценического классицизма, по природе своей склонный к трагическим коллизиям, драматическим переживаниям, ярким страстям и человеческим драмам, таким остался в истории театра Василий Андреевич Каратыгин (26.02(10.03).1802−13(25).03.1853) — актер, драматург, переводчик, представитель известной петербургской актерской династии. Острый ум, образованность и прекрасный вкус помогали актеру тщательно продумывать каждую деталь и глубоко проникаться психологией персонажа. Каратыгин был первым исполнителем ролей Чацкого («Горе от ума» Грибоедова, 1831), Дон Гуана, Барона («Каменный гость», 1847, и «Скупой рыцарь», 1852, А.С. Пушкина), Арбенина («Маскарад», 1852, М. Ю. Лермонтова). Для постановки на русской сцене он перевел и переделал более 40 пьес.
Образы, создаваемые им были эмоциональны, полны драматических противоречий. Такими были его Гамлет, Лир, Отелло («Гамлет, принц датский», «Король Лир», «Отелло» У. Шекспира), Карл Моор («Разбойники» Ф. Шиллера) Велизарий («Велизарий» Э. Шенка), Дон Карлос («Дон-Карлос»), Кин («Кин, или Гений и беспутство», А. Дюма) и многие другие.
А что ж событие, случившееся 9 марта? По воспоминаниями брата Василия Андреевича, актера и драматурга Петра Андреевича Каратыгина, история, получившая трагическое продолжение была, казалось бы, сущей безделицей. Директору театров А. А. Майкову показалось, что двадцатилетний «невежа» имел наглость в антракте школьного спектакля сидеть в его присутствии. Никакие оправдания и объяснения, что братья не могли видеть директора, не помогли.
Через три дня, по распоряжению генерал-губернатора М. А. Милорадовича, ничего не понимающий Василий Каратыгин, был препровожден в Петропавловскую крепость, в одном из казематов которой, он провел страшных 42 часа. В своих «Записках» Петр Андреевич подводил грустный итог этой истории: «42 часа — немного, для ежедневного рапорта коменданта; но слишком достаточно для того, чтобы дать понятие, как в то доброе старое время умели ценить и поощрять талантливых и начинающих артистов».
О жизни и творчестве Василия Андреевича Каратыгина можно больше узнать, воспользовавшись каталогами и картотеками Театральной библиотеки, и материалами нашей Электронной библиотеки.

  • Белинский В. Г. О драме и театре: в 2 т. М., 1983;
  • Григорьев А. А. Театральная критика. Л., 1985;
  • Каратыгин П. А. Записки. Л., 1970;
  • Катенин П. А. Размышления и разборы. М., 1981;
  • Надеждин Н. И. Литературная критика. Эстетика. М., 1972.