Александр Авельевич МГЕБРОВ
14 марта
1884 г.
2 марта (по старому стилю) 1884 года в семье генерал-лейтенанта Авеля (Авессалома) Ивановича Мгеброва (Мгебришвили) родился сын Александр. Как потомственный военный, юноша получил соответствующее образование и был выпущен из Михайловского артиллерийского училища в Санкт-Петербурге в звании подпоручика.

Увлекшись революционными идеями, он сражался на баррикадах 1905 года, после чего был сослан на Кавказ, но и там продолжил агитационную деятельность. Только отцу-генералу удалось спасти сына от виселицы — Александр Мгебров был объявлен невменяемым и отправлен на лечение в Норвегию. Решив отстраниться от перипетий революционной борьбы, Александр обратил свой взор на театральное искусство. Наставником Мгеброва на этой стезе стал Павел Николаевич Орленев, в труппе которого он работал в 1906 году. Именно Орленев раскрыл в нем актера-интуитивиста и привил юноше идеи по созданию народных театров. Этим заветам Мгебров следовал всю свою жизнь.

А. А. Мгебров. 1929 г.


А. А. Мгебров в роли Г. Р. Державина в фильме "Юность поэта" (1937)
В начале 1910-х годы он познакомился с актрисой Викторией Владимировной Чекан, с которой не расставался до конца жизни. У них родился сын Иван («Котя»). Мальчик участвовал в спектаклях Пролеткульта. К сожалению, Котя трагически погиб в 1922 году и был похоронен на Марсовом поле. В ходе реставрации мемориала в 1950-е годы там появилась табличка «Юному артисту-агитатору Коте Мгеброву-Чекан 1913−1922».
Мгебров служил во многих театрах Петербурга — Петрограда — Ленинграда, в том числе с перерывами — в Театре драмы им. А. С. Пушкина с 1922 по 1956 годы.
По мнению исследователя Евгения Кирилловича Соколинского, вся жизнь Мгеброва была наполнена неразрешимыми противоречиями. Театральный мир его соприкасался с реальностью опосредовано, действительность служила лишь толчком для фантазирования. Он был ориентирован на героико-романтический театр, но судьба его сталкивала с театром символистским, гротескным. Ему так и не удалось стать выдающимся исполнителем, но «…художественная восприимчивость, повышенная эмоциональность, привели его к театрализации собственной жизни…»*

Соколинский, Евгений. Александр Мгебров в театре собственной жизни // Балтийские сезоны. 2001. №3-4. С. 152-155

О последнем периоде жизни Мгеброва практически ничего не написано. Соколинский, знавший Александра Авельевича в 1963 году по домашней театральной студии, вспоминал: «…Из-за режиссерского столика навстречу вам поднимался сам Мгебров — воплощенный Король Лир с масштабной фигурой, седыми кудрями до плеч — патриарх, перенесенный в Россию 60-х годов машиной времени откуда-то из глубокой древности. От его лица (сказывалось ко всему прочему грузинское происхождение), одежды (черная хламида до пола), манеры говорить веяло чем-то монашеским и экзотическим…»*.

А. А. Мгебров в роли Пимена в фильме "Иван Грозный" (1944-1958)

Там же, с. 154

И тогда, живя в полной нищете и невостребованности, Мгебров мечтал о создании театра высокой трагедии, романтической драмы. Такая студия, кстати, была организована в Павловске при поддержке директора Павловского дворца-музея. Студийцы неоднократно исполняли отрывки из «Короля Лира» У. Шекспира. При этом менялись Корделии и Реганы, но Лир оставался неизменным."…испытав крушение созданного им идеала народного театра, изгнание из Театра им. Пушкина, забвение коллегами по искусству, он остался в старости все тем же Дон Кихотом, идеалистом, что и в молодые годы"*.
Александр Авельевич Мгебров ушел из жизни 11 июня 1966 года и был похоронен на Серафимовском кладбище.
Сейчаc любой желающий может увидеть фильм «Юность поэта» с участием А. А. Мегброва в роли Г. Р. Державина/

Там же, с. 152