Премьера спектакля
«Обращенный мизантроп, или
Лебедянская Ярмонка»
11 мая
1794 г.
11 мая 1794 г. в Малом (Деревянном) театре была представлена комедия Алексея Даниловича Копьева (Копиева) «Обращенный мизантроп, или Лебедянская ярмонка». Как отмечали современники, автор был остроумным человеком, а юмор его отличался едкостью и сарказмом.

Из фондов СПбГТБ

Не в пример многим драматургам этого времени, свои пьесы Алексей Данилович писал в прозе. «Комедии Копьева, впадавшего часто в немилость за разные проказы и снова получавшего прощение, отличались своею оригинальностью».*

В этот период в драматургии становится популярным любопытный художественный прием: действующие персонажи известных комедий нередко переходили в новые, сочиненные другими авторами. Так случилось с произведением Копьева: герои фонвизинского «Недоросля» «поселились» в новой комедии, но жили и действовали уже по правилам Алексея Даниловича. Главный герой пьесы Копьева — уже знакомый нам Правдин — стал «мизантропом». Гур Филатыч и его семья, оказываются родственниками Простаковых, а Митрофан — двоюродным братом Гура; няня Митрофана — Еремеевна у Копьева становится профессиональной свахой.

Пьеса Алексея Даниловича рассказывала о том, что все людские невзгоды происходят из-за их неумения правильно пользоваться свободой, а если к этому добавить недостаточность образования, вседозволенность провинциального дворянства, то это приводит к губительному своеволию. В сценах, связанных с сентиментально-любовной темой, заложено глубокое чувство юмора, местами переходящего в злой сарказм. Эти эпизоды по силе комизма знатоки сравнивали с отдельными эпизодами «Недоросля».

Арапов П. Н. Летопись русского театра. Санкт-Петербург, 1861. С. 142.
В комедии хорошо прослеживалась не только бытовая сатира на провинциальные дворянские нравы, но и критиковалось подражание французской моде.

В 1790-х годах в России пришла мода на французское платье. Императрица Екатерина II относилась отрицательно к этим веяниям, тогда как ее внуки, великие князья, Александр и Константин, в тайне от своей святейшей бабки, носили эту одежду с удовольствием. Критик И. Иноземцев описал забавный случай, связанный с этой тенденцией и комедией Копьева: «В апреле 1794 года на сцене Таврического театра ставится пьеса, осмеивающая таких модников. Это была комедия Копьева "Лебедянская ярмарка". Екатерина и многие присутствующие были в восторге от комедии и обличения, а Императрица пожаловала автору золотую табакерку с алмазами. Но очень не понравилась эта комедия великим князьям, и Александр Павлович долго говорил о ней и доказывал, что Императрица пожаловала табакерку не за осмеяние мод, а в виде поощрения русского произведения».*

 Живые диалоги и удачные типажи, как провинциальных так и столичных щёголей, обеспечили успех комедии и у простой публики.

 Эрмитажный театр при Екатерине II. Художник Н. Д. Дмитриев-Оренбургский.

Иноземцев Ив. Театральные забавы Александра I // Театр и Искусство. 1901. № 2. С. 29.