ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ «тиль уленспигель»
22 мая
1926 г.
22 мая 1926 года в Ленинградском Театре юных зрителей состоялась премьера спектакля «Тиль Уленспигель» (инсценировка Е. Г. Гаккеля) по роману Ш. Де Костера «Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, их приключениях отважных, забавных и достославных во Фландрии и иных странах».

Из фондов СПбГТБ

Спектакль о романтической борьбе за справедливость поставили Евгений Густавович Гаккель и Борис Вульфович Зон. История о легендарном Тиле продолжила ряд постановок молодого театра о смелых и неунывающих героях, так полюбившихся ленинградским юным зрителям («Похититель огня» П. П. Горлова, «Похождения Тома Сойера» по роману М. Твена и «Тимошкин рудник» Л. Ф. Макарьева).

Еще до открытия ТЮЗа, в 1921 году, его основатель А. А. Брянцев писал, что театр должен строить свой репертуар «на подлинной литературе, отобрав из ее сокровищ то, что доступно театральному восприятию определенных возрастных групп».* Спектакль «Тиль Уленспигель» был рассчитан на детей среднего школьного возраста, поэтому особенно важно было продумать сценическую обработку романа Ш. Де Костера.
Брянцев А. А. Театр юного зрителя // Жизнь искусства. 1921. 13 сент. С. 2.
Автор инсценировки постарался создать увлекательный сюжет о жизни народного героя Тиля на фоне исторических событий Западной Европы XVI века. Правда, от некоторых персонажей пришлось отказаться, так из пьесы Гаккель убрал верного спутника главного персонажа Ламме Гудзака, который в романе играл очень важную роль. Упростив сложную сюжетную канву романа, он вывел лирическую линию взаимоотношений Тиля и Неле, социальную линию, связанную с Филиппом II, герцогом Альба, дворянством и народом, и театральную линию, в которой главными персонажами были Горшок и Растяпа, как комические персонажи, подыгрывающие действию спектакля.

Роль народного героя Тиля сыграл еще молодой актер Борис Петрович Чирков, «с присущим ему мягким юмором и теплотой и показавший хорошую культуру тела и движения», как отмечал С. С. Мокульский в статье, посвященной премьере спектакля.

Б.П.Чирков в роли Тиля Уленспигеля

Театровед также выделял работу артиста Л. П. Ткачева, «давшего убедительную фигуру герцога Альба».*

Роль Неле исполняла Е. А. Уварова (в некоторых спектаклях В. А. Зандберг), роль короля Филиппа II — Н. Н. Мокшанов (в некоторых спектаклях Е. Г. Гаккель). Остальных персонажей сыграли замечательные актеры ТЮЗа: Н. К. Черкасов (Инквизитор), Б. В. Зон (граф Эгмонт), П. Е. Масельский (Растяпа), Л. С. Любашевский (Горшок) и другие. В целом, в спектакле было задействовано много актеров, помимо основных действующих лиц в массовых сценах участвовали артисты, изображавшие дворян, горожан и простой народ.
Мокульский С. Тиль Уленспигель: По поводу инсценировки в ТЮЗе // Жизнь искусства. 1926. № 22. С. 19.
Б.П.Чирков в роли Тиля Уленспигеля. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Б.П.Чирков – Тиль и Е.А.Уварова – Неле. Из фондов СПбГМТМИ.
В. А. Зандберг в роли Неле .

Н.К.Черкасов в роли Инквизитора. Художник И.М.Биленкин. Из фондов СПбГМТМИ.

Костюмы для такого большого количества персонажей были исполнены по эскизам Михаила Александровича Григорьева, замечательного театрального художника, посвятившего Театру Юных Зрителей более двадцати лет.

Особое внимание создатели спектакля уделили его оформлению. Как отмечал режиссер и педагог Л. Ф. Макарьев, «сложность и разнообразие сценических положений, а также значительность и широта содержания потребовали от постановки такого сценического оформления, которое при технической простоте и изобразительной ясности давало бы простор для массового движения и не подавляло бы индивидуальных сцен».*

Эта задача была успешно решена художником Владимиром Ивановичем Бейером. Он придумал специальную конструкцию, которая сочетала в себе башню, мост, лестницы и лоджии. Таким образом, спектакль играли на фоне одной декорации, что позволяло делать мгновенные перемены места действия и развертывать сценические композиции по вертикали, причем на разной высоте. Для такого массового спектакля как «Тиль Уленспигель» это было находкой.
Макарьев Л. Постановки: «Тиль Уленспигель» // Театр юных зрителей, 1922–1927. Опыт работы театра для детей и юношества. Ленинград, 1927. С. 72–73.
Сцены сражений были поставлены известным в Ленинграде преподавателем сценического фехтования Василием Яковлевичем Андреевым, основателем первого в мире Музея цирка и эстрады. Музыка, которая в спектакле играла значительную роль, была написана на основе фламандской песни XVI века композитором Николаем Михайловичем Стрельниковым, который работал дирижером и заведующим музыкальной частью ТЮЗа.