премьера спектакля «Салют, Испания!»
23 ноября
1936 г.
23 ноября 1936 года на сцене Ленинградского театра драмы состоялась премьера спектакля «Салют, Испания!» по пьесе А. Н. Афиногенова.

Плакат к спектаклю. Художник Н. П. Акимов. Из фондов СПбГМТМИ.

Шел 1936 год. В Испании началось вооруженное противостояние между республиканским правительством и военно-националистической диктатурой генерала Франко. СССР, Мексика и Франция поддержали законное правительство страны, поэтому борьбу героического испанского народа нужно было срочно отразить на сцене.

1 октября 1936 года драматург Александр Николаевич Афиногенов записал в своем дневнике план будущего произведения: «Пьеса об Испании должна быть написана за две недели, одним дыханием, с маху. Не до деталей и психологических отделок — дать мужественные черты народа, его героев <…> Пьеса — героическая мелодрама, с сильной интригой, резко очерченными характерами...»*

В пьесе «Салют, Испания!» выведен образ Матери, которая отдает на борьбу против фашизма трех своих дочерей - Розиту, Кончу и Люсию, которые бесстрашно идут в бой и умирают как солдаты. Среди действующих лиц также легендарная Долорес Ибаррури (Пасионария), деятель испанского сопротивления, впоследствии руководитель Коммунистической партии Испании.

Пригласительный билет-программка на премьеру спектакля. Художник Н. П. Акимов. Из фондов музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.

Афиногенов А. Н. Статьи. Дневники. Письма. Воспоминания. Москва, 1957. С. 135.

На репетиции спектакля «Салют, Испания!». Зарисовка Э. О. Визеля. Из фондов СПбГМТМИ.

30 октября Афиногенов прочитал пьесу в Ленинградском театре драмы и высказал некоторые предложения не только режиссерам Сергею Эрнестовичу Радлову и Николаю Васильевичу Петрову, но и художнику Николаю Павловичу Акимову и композитору Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу.

«В восемь дней композитор Д. Шостакович написал музыку, днем больше понадобилось художнику Акимову для того, чтобы сделать макеты, эскизы костюмов».*
Ю. Б. Так рождался спектакль // Рабочий и театр. 1936. № 22. С. 20.
Журнал «Рабочий и театр» писал: «Художник спектакля Н. П. Акимов отказался от изображения Испании в традиционных ярких красках и всей суммой созданных им зрительных образов подчеркнул атмосферу трагической борьбы, которую ведет испанский народ. Еще в большей степени это относится к композитору Д. Шостаковичу, написавшему музыку суровой эмоциональной силы, музыку, которая одновременно поднимает сценическое действие, как бы ведет его за собой и сохраняет свою самостоятельность как серьезный и взволнованный отклик художника на испанские события».*
Х. П. [Рецензия на спектакль] // Рабочий и театр. 1936. № 22. С. 23.
Эскиз декорации к спектаклю. Художник Н. П. Акимов. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз декорации к спектаклю. Художник Н. П. Акимов. Из фондов СПбГМТМИ.
Роль Матери была доверена Е. Н. Корчагиной-Александровской, роль Долорес Ибаррури — Е. Т. Жихаревой и Е. И. Тиме, а актрисам В. А. Усачевой, А. Н. Парамоновой и Е. П. Карякиной – роли Кончи, Розиты и Люсии соответственно.
А. Н. Парамонова в роли Розиты. Из фондов Александринского театра.
Е. Н. Корчагина-Александровская в роли Матери. Из фондов Александринского театра.
Е. П. Карякина в роли Люсии. Из фондов Александринского театра.
В. А. Усачева в роли Кончи. Из фондов Александринского театра.

Эскиз костюма внука. Художник Н. П. Акимов. Из фондов Александринского театра.

Работа над спектаклем шла очень напряженно, но сжатые календарные сроки, установленный театром в самом начале работы и вызвавшие у части труппы сомнения в их реальности, были соблюдены без отклонений, «с точностью часового механизма».

«Режиссеры Н. В. Петров и С. Э. Радлов после двух читок пьесы "за столом" сразу же, без предварительной и подробной экспозиции, приступили к разводке исполнителей, к мизансценированию картин. После тринадцати репетиций в зале и четырех на сцене состоялась генеральная репетиция. <...>

Две ночи кряду, — днем не было времени — шли репетиции в зрительном зале Госдрамы, демонстрировались кинодокументы о событиях в Испании. Боясь пропустить самый незначительный кадр, буквально впиваясь в экран, актеры старались уловить характеристические черты образов, запомнить национальный колорит обстановки. Операторы Р. Кармен и Б. Макасеев явились, таким образом, соучастниками спектакля», — описывал процесс создания постановки современник.*
Ю. Б. Так рождался спектакль // Рабочий и театр. 1936. № 22. С. 20, 21.
Е. Т. Жихарева в роли Долорес Ибаррури. Из фондов Александринского театра.
Б. Е. Жуковский в роли Журналиста. Из фондов Александринского театра.
Г.  К. Инютина в роли Девушки-милиционера. Из фондов Александринского театра.
В. А. Гущин в роли Горняка. Из фондов Александринского театра.
Постановка соединила в себе героико-романтическую атмосферу драматургии, крепкую режиссуру и замечательную актерскую игру, талантливое визуальное и музыкальное оформление, и имел большой успех у публики. «Спектакль шел весь сезон с аншлагами: за три месяца он значился в афишах тридцать шесть раз, больше чем "Маскарад", "Лес" и "Петр I" — самые популярные постановки театра».*
Хентов С. Шостакович. Жизнь и творчество. Ленинград, 1985. Т. 1. С. 439.

К премьере спектакля Театра драмы выпустил однодневную газету «Салют, Испания!».

Из фондов СПбГТБ
Салют, Испания! : однодневная газета Ленинградского государственного академического театра драмы.