премьера спектакля «Ассамблея»
26 ноября
1912 г.

26 ноября 1912 года на сцене Александринского театра состоялась премьера комедии П. П. Гнедича «Ассамблея». Режиссером выступил А. И. Долинов, художником-постановщиком — П. Б. Ламбин, художником по костюмам – Л. М. Браиловский, для которого это был первый опыт работы в Александринском театре.

Хотя до 1917 г. образ царя-реформатора, как и всех лиц царствующего дома Романовых, выводить на сцену воспрещалось и почти о каждом подобном случае делался особый доклад государю, даже если речь шла о монархе допетровской Руси, драматурги не могли обойти стороной столь значимую для русской истории личность.

Ходатайствуя о разрешении постановки комедии, директор Императорских театров В. А. Теляковский писал: «В пьесе Гнедича великий царь изображен реформатором нравов и администратором, борющимся с злоупотреблениями призванных к деятельности, как бояр, так и других деятелей. Эта борьба с хищениями выливается в форму первой Сенаторской ревизии и обрисовывает великого царя строгим хозяином и добрым отцом своих подданных, не распространяющего своего гнева на родных провинившегося деятеля, участливо относящегося ко всем лицам, могущим быть полезным Отечеству… В пьесе отмечается та простота обращения, которую царь позволял окружающим его боярам в ассамблеях, в гостях и вообще в беседах с лицами способствовавшими его деятельности, или с такими, у которых он мог осведомиться об исполнении его приказаний… Произведение Гнедича соответствует требованиям исторической правды и император Петр Великий изображен горячо любящим Родину, для пользы которой он входит во все мелочи налаживающегося строительства страны, посвящает все свои помыслы счастью России».* Высочайшее дозволение было получено.

Из фондов СПбГТБ

РГИА. Ф. 776. Оп. 25. Д.1019. «Дело о разрешении представления на сцене пьесы П. П. Гнедича "Ассамблея"». Л. 1.

Эскиз костюма Государя Петра I. Художник Л. М. Браиловский. Из фондов СПбГТБ.

Незамысловатый сюжет пьесы «Ассамблея» основывался на истории влюбленных, которым препятствовали старики родители, но вмешательство Петра I привело к ожидаемой свадьбе.

«Жанровая комедия из петровской эпохи с легкими ситуациями — пользовалась громадным успехом, выдержав в первом же сезоне 29 представлений. Далекий от постановки современных проблем, Гнедич хорошо чувствовал сцену и делал упор не на психологию и взаимоотношения лиц, а на окружавшую их обстановку. Поэтому в его исторических пьесах большую роль играл художник. Декорации и костюмы "Ассамблеи", созданные по рисункам художника Л. М. Браиловского, привлекали живописным подбором красок. Особенно интересен был последний акт, изображавший ассамблею. Режиссер А. И. Долинов и художник создали многолюдную красочную сцену».*

Театральный критик А. Р. Кугель писал: «То, что обеспечивает пьесе г. Гнедича успех, это, разумеется, не ее психологическая правда, даже не столько исторический интерес ее, и не техническое совершенство ее ведения – наоборот, приемы, формы, интрига – все это довольно примитивно и очень нарочно — ее успех объясняется приятностью пьесы, дающей все время чувство полного благополучия».*
Альтшуллер А. Я. Александринский театр // Русская художественная культура конца XIX – начала XX века. Москва: Наука, 1977. Кн. 3. 1908 – 1917. Зрелищные искусства. Музыка. С. 101.
Кугель А. Р. (Homo novus) Заметки // Театр и искусство. 1912. № 49. С. 971-974.
Эскиз декорации к спектаклю. Художник П. Б. Ламбин. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз декорации к спектаклю. Художник П. Б. Ламбин. Из фондов СПбГМТМИ.

В спектакле был занят звездный состав актеров. Среди них: И. М. Уралов (Государь Петр Алексеевич), Н. Н. Ходотов (Петр Андреевич Пехтерев), М. Г. Савина (Наталья Борисовна Пехтерева), М. А. Потоцкая (Фрося), К. Н. Яковлев (Матвей Сидорович), А. П. Петровский (Сидор Зотыч Алфей-Арефьев), Н. В. Смолич (Митенька) и другие.

И. М. Уралов в роли Петра Первого. Из фондов Александринского театра.
Эскиз костюма Государя Петра I. Художник Л. М. Браиловский. Из фондов СПбГТБ.
Н. Н. Ходотов в роли Петра Андреевича Пехтерева. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Эскиз костюма Петра Андреевича Пехтерева. Художник Л. М. Браиловский. Из фондов СПбГТБ.

«Г-н Уралов по фигуре, строению головы, скульптуре тела (ручные мускулы), дополненным изумительно прекрасным гримом, дающим полное представление о физиономии Петра Великого по лучшим его портретам, своей художественно выдержанной игрой — манерой речи, разнообразными интонациями голоса, жестами, движениями, мимикой — дал такого сценического Петра Великого, из-за которого стоит посмотреть "Ассамблею"», — восхищался театральный обозреватель Н. А. Россовский.*

Россовский Н. Театральный курьер. Александринский театр // Петербургский листок. 1912. 27 нояб.
Эскиз костюма Натальи Борисовны Пехтеревой. Художник Л. М. Браиловский. Из фондов СПбГТБ.
М. Г. Савина в роли Натальи Борисовны Пехтеревой. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз костюма Фроси. Художник Л. М. Браиловский. Из фондов СПбГТБ.
М. А. Потоцкая в роли Фроси. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз костюма Митеньки. Художник Л. М. Браиловский. Из фондов СПбГТБ.
Н. В. Смолич в роли Митеньки. Из фондов Александринского театра.
Эскиз костюма Сидора Зотыча Алфея-Арефьева. Художник Л. М. Браиловский. Из фондов СПбГТБ.
А. П. Петровский в роли Сидора Зотыча Алфея-Арефьева. Из фондов Александринского театра.

Особое место в жизни Петра I занимали праздники, маскарады, пиры, увеселения, фейерверки и ассамблеи, которые продолжались иногда несколько дней. Не удивительно, что кульминацией пьесы и самым зрелищным, по отзывам современников, был последний акт, где была изображена сама петровская ассамблея, и на сцену выходили почти все актеры.

Ассамблея при Петре I. Художник С. Хлебовский. Из фондов Государственного Русского музея.

Старк Э. А. Обзор сезона 1912-1913 гг. С.- Петербург. Александринский театр // Ежегодник Императорских театров. 1913. Вып. 4. С. 111–113.
Портрет на фоне эпохи: к 350-летию Петра I. Виртуальная выставка.