1862 – Родился Роман Борисович Аполлонский
Роман Борисович Аполлонский
1 октября
1862 г.
      1 октября 1862 года в Милане в семье артистки балета Евдокии Аполлонской и итальянского тенора Энрико Тамберлика, родился будущий петербургский актер, один из тех, чьё имя тесно сязано с историей Александринского театра, — Роман Борисович Аполлонский.



      В Петербург мальчика привезли в 1871 году и сразу зачислили в Театральное училище. По окончании училища, в 1881 году, Роман Борисович поступил в труппу Александринского театра и прослужил в нем до последних дней. Вся творческая жизнь актера была связана с Александринским театром, за исключением гастролей в Одессе, Киеве, Харькове и других городах, проходивших во время великопостных и летних сезонов.

   Начиная в массовке, но, обладая хорошей внешностью и способностью двигаться на сцене, молодой актер легко овладел амплуа «героев-любовников», а позже перешел на характерные роли.


   Красивого, высокого, статного актера отличали благородная внешность, изысканные манеры. Он имел большой успех, исполняя роли: Чацкого («Горе от ума»), Моцарта («Моцарт и Сальери»), Валера («Тартюф»), Хлестакова («Ревизор»), Дона Жуана («Каменный гость»), князя Мышкина («Идиот»), Гамлета («Трагедия о Гамлете, принце датском»), Великатова («Таланты и поклонники») и многие другие.

   В рецензии на спектакль «Идиот» А. Р. Кугель так оценил игру артиста: «Г. Аполлонский очень тщательно загримировался и очень хорошо играл Мышкина. Внешнюю сторону аффектов и безумия г. Аполлонский, впрочем, передавал всегда выразительно. Местами артист чуточку декламировал, но, в общем, нельзя не оценить труд, положенный г. Аполлонским на роль Идиота, и достигнутые им значительные результаты»*.

H. nov. [Кугель А.Р.]. Хроника театра и искусства // Театр и искусство. 1899. № 46. 14 ноября. С. 811
     Талант Романа Борисовича полностью раскрылся в зрелые годы, когда жизненные и эстетические интересы актера расширились.
     «Глухой голос, однообразные отрывистые интонации. Короткий, странный жест. Лицо почти без мимики. Походка порывистая, сухая, носками внутрь. Никакого четкого рисунка в роли. Все до нельзя просто. Без особых выдумок, эффектов. Но, смотря его на спектакле, вы будете не отрываясь следить за ним, а затем, потеряв себя, станете жить его образом, захваченные целиком его внутренней игрой»*.
Юренева, В. Неразгаданный мастер: памяти Р. Б. Аполлонского // Современный театр. 1928. № 38. 18 сент. С. 592
   На роль Сторицина в исполнении Аполлонского критика отозвалась так: «Аполлонский создал цельную фигуру, волнующую своей человеческой высотой» *.

   Об исполнении роли Протасова в спектакле «Живой труп» так писал в своих воспоминаниях другой актер-александринец, Яков Осипович Малютин: «Аполлонский и в этом случае увидел в образе, созданном великим писателем, причудливую человеческую индивидуальность, сплетение единственных в своем роде и неповторимых человеческих особенностей. Играл он эту роль блистательно»*.
Юренева В. Неразгаданный мастер: памяти Р. Б. Аполлонского // Современный театр. 1928. № 38. 18 сент. С.592
Малютин, Я. О. Актеры моего поколения. Ленинград; Москва, 1959. С. 243


     В 1918 году Аполлонский заведовал художественной частью Александринского театра, а в 1919‒1920 годах был членом директории и управляющим.

     В 1920-е годы, изредка появлявшийся на сцене Аполлонский, снялся в нескольких немых фильмах: Оболенский («Нет счастья на земле», 1922), философ Платон («За власть Советов», 1923) и др.

     По мнению Я. О. Малютина, Аполлонский «оставался актером органически чуждым какой бы то ни было общественной социальной проблематике. Большой мир был закрыт для него шорами аристократизма, надменного пренебрежения простыми людьми, и поэтому смысл созданных им образов всегда замыкался в крайне ограниченном кругу жизненных представлений и проблем»*.
Малютин, Я. О. Актеры моего поколения. Ленинград; Москва, 1959. С. 239
   Роман Борисович Аполлонский умер в Ленинграде и 19 августа 1928 года был похоронен на Новодевичьем кладбище.

   О жизни и творчестве Р. Б. Аполлонского можно больше узнать, воспользовавшись каталогами и картотеками Театральной библиотеки, а также материалами нашей Электронной библиотеки.

© Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека

Мы ещё работаем над заполнением Театрального календаря в Октябре.... Наберитесь терпения! :0