Николай константинович рерих
9 октября
1874 г.
9 октября 1874 года родился выдающийся художник, мыслитель, археолог, поэт, просветитель и гуманист, общественный деятель Николай Константинович Рерих.

Портрет Н. К. Рериха. Художник Б. М. Кустодиев. 1913 г.

С рождения и большую часть своей жизни Николай Константинович прожил в Санкт-Петербурге. Здесь он учился в Академии художеств и университете, именно в нашем городе создал свои первые живописные работы, принесшие ему известность.

Рерих верил в силу искусства, видел в нем основы духовного и нравственного начала жизни. Он был далек от политики, выступал против насилия, мечтал об устройстве общества, основанном на разуме и добре, верил в единение народов. Война была ему ненавистна, поэтому он выступил инициатором Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае военного конфликта.

В 1935 году был подписан «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» — известный как «Пакт Рериха». Эту идею поддержали виднейшие представители мировой общественности, такие как Р. Роллан, Б. Шоу, Р. Тагор и А. Эйнштейн.
Предложенный Николаем Рерихом флаг «Знамя Мира», объявляющий неприкосновенность всех сокровищ культуры и искусства, и сегодня широко используется многочисленными общественными организациями.

Много лет он отдал изучению культур древних славян и восточных народов, что нашло отражение в его живописных работах. Рерих оставил огромное художественное наследие — это около семи тысяч картин, эскизов театральных декораций, настенных росписей и мозаик, рассеянных по всему миру. Одним из первых Николай Константинович поднял вопрос о большой художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуре.

Особенно ярко его талант проявился в театрально-декорационном искусстве. С 1905 по 1944 годы Рерих периодически работал в театрах Петербурга, Москвы, Парижа, Лондона, Чикаго и других городах мира.

Первой театральной постановкой, для которой художник создал эскизы декораций, была литургическая драма «Три волхва» Н. Н. Евреинова по рукописи XI века, представленная в 1907 г. Старинным театром.

Портрет Н. К. Рериха. Художник А. Я. Головин. 1907 г. Из фондов Государственной Третьяковской галереи.

По замыслу устроителей предполагалось реконструктивными постановками знакомить зрителей с историей развития театра, который может служить «иллюстрацией любой эпохи эволюции культуры»*. Первый сезон Старинного театра освещал эпоху средних веков. На эскизе декорации к реконструкции старогерманской полулитургической драмы Рерих изобразил город с романским собором, на ступенях которого происходит представление. Постановка планировалась с участием большого количества человек: в числе действующих лиц, кроме актёров, были и средневековые зрители, активно реагирующие на ход мистерии — ждущие чуда, замирающие в священном благоговении перед ангелом, возмущающиеся действиями Ирода и готовые его растерзать. Поэтому перед художником стояла непростая задача — создать декорации, чтобы артисты могли хоть как-то двигаться на небольшой сцене театра. Рерих лично проверял надежность декораций. Хоть сам спектакль не имел успеха, зато зрители обратили внимание на его оформление и восторгались художником этого необычного действа.*
Т. Д. Старинный театр // Сцена и жизнь. 1907. № 4-5. С. 10-11.
Цит. по: Николай Рерих в русской периодике. 1891—1918. Вып. 3. 1907–1909. Санкт-Петербург, 2006. С. 125.
Эскиз декорации к спектаклю «Три волхва» Старинного театра. 1907 г. Художник Н. К. Рерих.
Эскиз декорации к спектаклю «Фуэнте Овехуна» Старинного театра. 1911 г. Художник Н. К. Рерих.
Второй сезон Старинного театра в 1911 г. был посвящен «испанскому театру эпохи расцвета». Для оформления спектакля по пьесе Лопе де Вега «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник») был вновь приглашён Рерих. «Представьте себе, что вы перенеслись в XVI век, что очутились в маленьком испанском городке, на площади, где заезжая труппа актеров намерена разыграть последнее произведение талантливейшего Лопе де Вега, «Фуэнте Овехуна». Угрюмыми утесами нагромоздились вокруг горы; вон там, налево, точно высеченная из одного куска с окружающими скалами, подняла к небу остроконечную главу свою церковь; внизу — дома, нескладные, странные, огромные; между ними вытянулась ровная площадка — бывшее лобное место; густые тяжело сбитые облака застыли на небе… на всем — испанский колорит, несколько суровый, жесткий. Отличная декорация эта вылилась из фантазии Н. К. Рериха», — восхищенно писал известный театральный критик Э. А. Старк.*
Старк Э. Старинный театр. Санкт-Петербург, 1913. С. 40–41.

Эскиз костюма Половчанки к балету «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Антрепризы С. Дягелева «Русские сезоны». 1909 г. Художник Н. К. Рерих. Из фондов СПбГМТМИ.

Николай Константинович Рерих сотрудничал с Сергеем Дягилевым и оформил несколько постановок для «Русских сезонов». Особенно известными стали декорации к сцене «Половецкие пляски» из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» и костюмы и декорации к балету И. Ф. Стравинского «Весна священная», в котором Рерих выступил и как соавтор либретто.

Так сложилась судьба, что Николай Константинович тридцать лет прожил за рубежом. Но все это время сохранял русское гражданство и мечтал вернуться в Россию. Много работал в Америке, где занимался культурно-просветительской деятельностью. Затем был организатором и участником экспедиций по Центральной Азии.

Экспедиция 1924-1928 годов стала уникальной по протяженности маршрута и ценности собранного материала. По ее окончании Рерих основал Гималайский институт научных исследований «Урусвати». В 1934-1935 годах он возглавил экспедицию по Монголии, Маньчжурии и Китаю. Последние годы Рерих жил в Индии. После окончания Второй мировой войны, он запросил разрешение на возвращение в Советский Союз. Однако, его желанию не суждено было осуществиться...

Все права на свои произведения Николай Константинович Рерих еще при жизни передал супруге Елене Ивановне и сыновьям — Юрию и Святославу. Более 400 картин, драгоценные предметы декоративно-прикладного искусства, уникальные издания из коллекции Рериха были переданы в 1957 году Юрием в СССР и вошли в собрания Третьяковской галереи, Русского музея, Института востоковедения РАН, музеев Горловки и Новосибирска.
Эскиз женского костюма к балету «Весна священная» Антрепризы С. Дягелева «Русские сезоны». 1913 г. Художник Н. К. Рерих. Из фондов Краснодарского художественного музея им. Ф.А. Коваленко.
Эскиз мужского костюма к балету «Весна священная» Антрепризы С. Дягелева «Русские сезоны». 1913 г. Художник Н. К. Рерих. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Эскиз костюма Князя Игоря к опере «Князь Игорь» Антрепризы С. Дягелева «Русские сезоны». 1909 г. Художник Н. К. Рерих. Из фондов Российского национального музея музыки.
Эскиз костюма Половца к опере «Князь Игорь» Антрепризы С. Дягелева «Русские сезоны». 1909 г.
Бережно сохраняется последователями великого мыслителя и литературное наследие Рериха — сборники его статей, его дневники и письма.* К сожалению, далеко не всё материальное наследие Николая Константиновича вернулось в Россию, но его духовная сила и его духовные заветы вернулись к его соотечественникам в полной мере.
См.: Николай Константинович Рерих : биобиблиографический указатель : к 125-летию со дня рождения. Москва: Международный Центр Рерихов : Благотворительный Фонд им. Е. И. Рерих, 1999. 230 с.