Премьера спектакля
«зыковы»
27 октября
1940 г.
27 октября 1940 года в Театре драмы им. А. С. Пушкина состоялась премьера спектакля «Зыковы». Имя М. Горького редко появлялось на афишах театра, поэтому новая постановка стала особым событием.

К. В. Скоробогатов — Антипа Зыков, В. И.  Янцат — Михаил Зыков. Художник Т. Шор.

Оценка критики была неоднозначной. Рецензенты высказывали сомнения по поводу трактовки некоторых сцен и образов, но вместе с тем признавали наличие отдельных поистине блестящих актерских работ.

Режиссеры спектакля Николай Константинович Симонов и Михаил Иванович Вольский сконцентрировали свое внимание на передаче внутренней сложности горьковских образов, поэтому их главным инструментом стал актер. Достичь философского основания пьесы посредством психологически точного раскрытия характеров героев и их взаимоотношений становилось первостепенной задачей, и, как утверждал театральный критик, литературовед Павел Петрович Громов, создатели спектакля с этой задачей справились.*

Сдержанность художественного оформления Кирилла Борисовича Кустодиева, построение мизансцен, «подчиненных психологическому заданию»* , — все в спектакле было направлено на то, чтобы сосредоточить зрительское внимание на актерском исполнении.
см.: Громов П. «Зыковы» // Искусство и жизнь. 1940. № 11. С. 30–32.
см.: Громов П. «Зыковы» // Искусство и жизнь. 1940. № 11. С. 32.
Сильное впечатление производила игра Н. Н. Бромлей. Горьковская героиня Софья Зыкова — воплощение здравого смысла, мудрая, проницательная женщина со сложной судьбой. Актрисе удалось передать внутренний драматизм образа и «эту скрытую боль, — как писал Громов, — лучше всего играет Бромлей»*. Но наполненный образ Софьи заметно контрастировал в спектакле с упрощенными Муратовым (П. И. Лешков) и Хеверном (А. П. Нелидов).

«Если бы поклонники Софьи были бы несколько более удачны, — сетовал Громов, — виртуозная игра Бромлей, скрытая горечь ее реплик не повисали бы в воздухе».* Неудачным, по мнению очевидцев, было исполнение А. Г. Белоусовой роли Павлы. Актриса выпадала из ансамбля, чем усложняла «задачу, стоящую перед Скоробогатовым» — Антипой Зыковым.*

Критики разошлись в оценке игры К. В. Скоробогатова. Одни считали роль Антипы не до конца проработанной, другие, что актер раскрывает ее постепенно — «бережет изобразительные средства, имеющиеся у него для характеристики противоречивого образа старика Зыкова, и обнаруживает всю сложность его натуры с каждой сценой»*.

Н. Н. Бромлей, исполнительница роли Софьи Зыковой. Из фондов Александринского театра.

Березарк И. Талантливый спектакль // Смена. 1940. 1 нояб.
Янковский М. «Зыковы» // Ленинградская правда. 1940. 2 нояб.
К. В. Скоробогатов — Антипа Зыков, А. Г. Белоусова — Павла. Художник Т. Шор.
К. В. Скоробогатов — Антипа Зыков, Н. Н. Бромлей — Софья, В. И. Янцат — Михаил Зыков. Художник Т. Шор.
Вскоре на сцену вышел и второй состав исполнителей: Антипа Зыкова исполнил сам постановщик спектакля Николай Константинович Симонов, а Елизавета Ивановна Тиме сыграла Софью...
Е. П. Корчагина-Александровская в роли Целованьевой. Из фондов Александринского театра.
К. В. Скоробогатов в роли Антипа Зыкова. Из фондов Александринского театра.
Н. К. Симонов в роли Антипа Зыкова. Из фондов Александринского театра.
Е.И. Тиме в роли Софьи. Из фондов Александринского театра.

В. И. Янцат в роли Михаила Зыкова. Из фондов Александринского театра.

Бесспорным открытием, настоящим откровением для зрителя стал образ Михаила Зыкова, глубоко осмысленный и прочувствованный В. И. Янцатом.

«Весь образ пронизан глубокой тоской, захватывающим лиризмом. Зрительный зал с напряженным вниманием следит за неверной и зыбкой походкой этого человека, вслушивается в щемящие, ломающиеся интонации его голоса», — свидетельствовал Громов, считавший, что «игра Янцата вводит спектакль в русло горьковской философской мысли».* Актеру удалось довести свою работу до художественного совершенства и тем самым утвердить целесообразность режиссерского решения.

Известный музыковед и критик Моисей Осипович Янковский назвал спектакль «праздником актерского мастерства»*.

Громов П. «Зыковы» // Искусство и жизнь. 1940. № 11. С. 31.