Елизавета Ивановна Тиме
5 сентября
1884 г.
5 сентября 1884 года родилась драматическая актриса, театральный педагог и Народная артистка РСФСР Елизавета Ивановна Тиме.

Е. И. Тиме. Из фондов Александринского театра.

Она окончила историко-филологическое отделение одного из первых женских высших учебных заведений в России - Высших женских Бестужевских курсов, училась в Петербургской консерватории по классу пения.

А в 1905 году 21-летняя Елизавета по совету В. Н. Всеволодского-Гернгросса поступила на Драматические курсы петербургского императорского Театрального училища по классу Ю. Э. Озаровского и через 3 года получила «звание свободного художника».

В 1908 году Елизавета Ивановна была принята в труппу Александринского театра по рекомендации М. Г. Савиной, где с одинаковым успехом исполняла драматические, трагические и комедийные роли.
Такой обширный артистический диапазон — редчайший случай в жизни театра. С первых же сезонов назначалась на ответственные роли, в частности — Елены Андреевны («Дядя Ваня»).

Актриса участвовала в знаменитых спектаклях Александринского театра в постановке Вс. Мейерхольда «Дон-Жуан» (Шарлотта, 1910) и «Маскарад» (баронесса Штраль, 1917).

За 60 лет работы сыграла более 180 ролей.
Е. И. Тиме в роли Маши в спектакле «Живой труп» Александринского театра. 1911 г. Из фондов Александринского театра.
Е. И. Тиме в роли Мани Кедровой в спектакле «Сёстры Кедровы» Александринского театра. 1914 г. Из фондов Александринского театра.
Е. И. Тиме в роли Баронессы Штраль в спектакле «Маскарад» Александринского театра. 1917 г. Из фондов Александринского театра.
Е. И. Тиме в роли Татьяны Даниловны в спектакле «Грех да беда на кого не живёт» Александринского театра. 1917 г. Из фондов Александринского театра.
Хорошо поставленный голос позволял Тиме исполнять также партии в опере и оперетте. Леонид Утесов писал: «А для оперетты ее участие было величайшим благом. Она своим строгим стилем актрисы драматического театра, серьезным отношением к делу невольно облагораживала атмосферу театра, которая становилась похожей на ту, что разыгрывалась в театре. Кроме того, ее драматическое мастерство помогало актерам преодолевать мертвые штампы опереточного жанра».*

Включившись в спор критиков «о художественном праве артиста выходить за пределы своего непосредственного амплуа», Николай Розенталь подчеркивал, то, как Тиме была одинаково органична и в драматическом, и в оперном, и опереточном, и даже в балетном репертуаре.

Так в 1909 году в балете «Египетские ночи» в постановке М. Фокина в Мариинском театре она успешно исполнила партию Клеопатры.

В 1908 году актриса вышла замуж за профессора Николая Николаевича Качалова, выдающегося ученого и организатора производства художественного стекла. Детей у них не было. Конец тридцатых годов принес семье Качаловых-Тиме, как и множеству других людей, горестные испытания. В городе шли ночные аресты, люди исчезали бесследно.

Е. И. Тиме. 1910 г. Из фондов Александринского театра.

Е. И. Тиме в роли Хлёстовой в спектакле «Горе от ума» Театра драмы им. А.С.Пушкина. 1946 г. Из фондов Александринского театра.
Е. И. Тиме в роли Анны Андреевны в спектакле «Ревизор» Театра драмы им. А.С.Пушкина. 1952 г. Из фондов Александринского театра.
Е. И. Тиме в роли Бабушки Антониды Васильевны в спектакле «Игрок» Театра драмы им. А.С.Пушкина. 1956 г. Из фондов Александринского театра.
Е. И. Тиме в роли Мэри Эллис в спектакле «Осенний сад» Театра драмы им. А.С.Пушкина. 1957 г. Из фондов Александринского театра.
Утесов, Л. Спасибо, сердце! Москва, 2006. С. 150.

Е. И. Тиме. Из фондов Александринского театра.

Родной брат Николая Николаевича был арестован и расстрелян, тогда супруги совершили поступок, на какой был тогда способен далеко не каждый: взяли к себе в дом вдову и маленькую дочку репрессированного брата, пойдя на смертельный риск. Качаловы дали возможность племяннице, Наташе Качаловой, вырасти, окончить школу, университет и стать научной сотрудницей Государственного Эрмитажа.

Долгие годы Тиме занималась педагогической деятельностью, была ведущим профессором Ленинградского театрального института. Свой опыт Елизавета Ивановна отразила в книге воспоминаний «Дороги искусства», посвятив ее памяти любимого мужа. Рассказывая о себе, Тиме одновременно освещает музыкальную и театральную жизнь Петербурга начала XX века, рассказывает о жизни Александринского театра за 50 лет.

«Дороги искусства переменчивы, как и сами жизненные пути. Они заводили меня в бескрайние дали, которые оказывались то на Театральной улице, то на Театральной площади. Теперь мой главный маршрут пролегает по Моховой, где звучат молодые голоса моих студентов».*
Тиме Е. И. Дороги искусства. Москва ; Ленинград, 1962. С. 276.

На протяжении многих лет Театральная библиотека бережно хранит материалы творческой деятельности Е. И. Тиме: тексты пьес и ролей; инсценировки, рассказы, либретто с пометами актрисы; фотографии в ролях, в т. ч. с автографами.
СПбГТБ. ОРИРК. Фонд 15. Тиме Елизавета Ивановна (1884–1968), актриса Академического театра драмы им. А. С. Пушкина, народная артистка РСФСР
Алянский Ю. Полвека служения искусству: Юбилей народной артистки РСФСР Е. И. Тиме // Театральный Ленинград. 1958. № 30. С. 13-15.

Розенталь, Н. Театральные впечатления (Е. И. Тиме в оперетте) // Жизнь искусства. 1923. № 29 (24 июля). С. 12-13.