мамонт викторович дальский
14 сентября
1865 г.
14 сентября 1865 года в семье дворянина В. В. Неелова родился актер Мамонт Викторович Дальский, ставший известным под псевдонимом, который был взят им по детскому прозвищу его сестры «Даля».

М. В. Дальский. Из фондов Краснодарского музея-заповедника им. Е. Д. Фелицына.

Ради сцены, в 1885 году, будущий артист оставил учебу в Харьковском университете, где учился на юридическом факультете. Выбор новой профессии оправдал себя. В первые же годы на сцене, играя с 1886 года в театрах Вильно, Ростова-на-Дону, Новочеркасска, Дальский занял место ведущего актера.

В 1889 году он по предложению писателя и драматурга Петра Дмитриевича Боборыкина поступил в труппу московского Нового театра Елизаветы Николаевны Горевой.

Дальский обладал идеальными данными для сценического героя — стройный красавец с сильным голосом и властными жестами: роль Дона Карлоса в спектакле по одноименной пьесе Фридриха Шиллера принесла ему огромный успех и открыл дорогу на Императорскую сцену. «Лучшего выбора дирекция не могла сделать. Игра молодого артиста была художественна и дышала искренностью», — считали современники.*

И в 1890 он был приглашен в труппу Александринского театра, где играл роли героев и драматических любовников.

Первое появление Мамонта Дальского на сцене Александринского театра состоялось 8 сентября 1890 года — в роли Жадова в пьесе А. Н. Островского «Доходное место».
Иванов И. Театр г-жи Горевой. «Мизантроп» и «Дон Карлос» // Артист. 1889. Кн. 2. Октябрь. С. 94 .

М.В. Дальский в заглавной роли в спектакле «Кин, или Гений и беспутство» Александринского театра. Из фондов СПбГМТМИ.
М.В. Дальский в роли Истомы Окладного в спектакле «Боярин Нечай-Ногаев» Александринского театра. Из фондов ГМИ СПб.
М.В. Дальский в роли. Из фондов ГМИ СПб.
М.В. Дальский в заглавной роли в спектакле «Дмитрий Самозванец» Александринского театра. Из фондов Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника.
В Александринском театре Мамонт Викторович проработал 10 лет, сыграв Чацкого в «Горе от ума» А. С. Грибоедова, Незнамова в «Без вины виноватые» А. Н. Островского, Гамлета и Отелло в одноимённых пьесах У. Шекспира, Карла Моора в «Разбойниках» Ф. Шиллера) и многих других персонажей классической драматургии.
М.В. Дальский в заглавной роли в спектакле «Гамлет, принц датский» Александринского театра. Из фондов СПбГМТМИ.
М.В. Дальский в заглавной роли в спектакле «Гамлет, принц датский» Александринского театра. Из фондов СПбГМТМИ.
М.В. Дальский в заглавной роли в спектакле «Отелло» Александринского театра. Из фондов ГЦТМ А.А.Бахрушина.
М.В. Дальский в заглавной роли в спектакле «Отелло» Александринского театра. Из фондов ГЦТМ А.А.Бахрушина.
Особой для Мамонта Викторовича стала роль Рогожина в постановке «Идиота» по роману Ф. М. Достоевского. Критики восторженно отзывались о том, как исполнитель сумел вжиться в образ, созданный писателем. «Дальский явился таким Рогожиным, который доселе остался непревзойденным, да и во всем репертуаре этого артиста Рогожин был едва ли не лучшим его созданием…».*

Последней крупной ролью актера в Александринском театре была роль Отелло, сыгранная им в спектакле 4 февраля 1900 года.

«Г. Дальский снова играл Отелло. Раньше в трагических ролях у него была одна характерная черта. Это стремление к переупрощению, к неожиданному понижению тона в тех сценах, где заключается истинная суть трагедии. Эта особенность в игре г. Дальского одним нравилась другим — нет. ˂…˃ Но все-таки „Отелло” громадная победа г. Дальского над собой. Он показал вчера живой и сильный образ, в котором чувствуется истинное вдохновение художника, упорный труд и горячая любовь к делу. Темперамент его получил теперь хорошую узду зрелого размышления».*

Шарж. М. В. Дальский в роли Отелло.

Старк, Э. Идиот // Вестник театра и искусства. 1921. № 4. С. 2.

Беляев, Ю. Д. М. В. Дальский — Отелло // Беляев Ю. Д. Статьи о театре. СПб., 2003. С. 191.



Шарж на М. В. Дальского.

Практически не получая новых ролей, в следствии чего, и покинув императорскую сцену в 1900 г., Дальский много гастролирует по провинции, выступая на столичных и частных театрах, безуспешно пробует создать свой театр, увлекается политикой. В 1917 году, пылкий, склонный к авнтюрам, характер актера приводит его в ряды членов Всероссийской федерации анархистов-коммунистов — Мамонт Дальский объявляет себя анархистом, участвует в погромах и, наконец, трагически погибает, сорвавшись с подножки трамвая.

А. Н. Толстой, выведя Мамонта Дальского одним из персонажей романа «Хождение по мукам», писал: «Душой этих ночных кутежей был Мамонт Дальский, драматический актер, трагик, чье имя в недавнем прошлом гремело не менее звучно, чем Росси. Это был человек дикого темперамента, красавец, игрок, расчетливый безумец, опасный, величественный и хитрый. Когда началась революция, он почувствовал гигантскую трагическую сцену и захотел сыграть на ней главную роль в новых "Братьях-разбойниках". Он объединил разрозненные группы анархистов, захватил Купеческий клуб и объявил его Домом анархии. <…> Он еще не объявлял войны Советской власти, но, несомненно, его фантазия устремлялась дальше кладовых Купеческого клуба. <…> Во дворе Дома, стоя в окне, он говорил перед народом, и, вслед за его античным жестом, вниз, в толпу, летели штаны, сапоги, куски материи, бутылки с коньяком».* И устами одного из героев заключал: «Знаменитый Мамонт Дальский… Гений… Кин… Великий дерзатель…».*
Толстой, А. Н. Хождение по мукам. Кн. 2: Восемнадцатый год. Москва, 1985. С. 157.


Толстой, А. Н. Хождение по мукам. Кн. 2: Восемнадцатый год. Москва, 1985. С. 162.