1824 — Премьера спектакля «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» на сцене Малого (Деревянного) театра

премьера
спектакля «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом»
1 сентября
1824 г.
     1 сентября 1824 года в петербургском Малом театре состоялась премьера водевиля А. Н. Верстовского «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» на слова А. С. Грибоедова и П. А. Вяземского.

Титульный лист пьесы


     Водевиль был создан по инициативе директора Московских Императорских театров Ф. Ф. Кокошкина, попросившего Вяземского написать что-нибудь для бенефиса М. Д. Львовой-Синецкой. Не полагаясь на свои драматические способности, князь привлёк к работе А. С. Грибоедова — автора уже известной комедии. Вяземский взял на себя куплеты, то есть то, что должно быть пропето, а Грибоедов отвечал за всю прозу. Однако Вяземский запаздывал со своей работой, и некоторые стихи принадлежат перу драматурга.

     Сюжет пьесы сочетал излюбленные приёмы: «роман на большой дороге» и «водевиль с переодеванием». Бывший волокита, превратившийся в женоненавистника, спешит из Варшавы в Петербург отговорить младшего брата от ужасной ошибки — женитьбы. Младший Рославлев, гусар, женившись на очаровательной польке Юлии, едет с женой навстречу брату. Они встречаются на почтовом дворе в польском местечке, и молодожены, сговорившись с хозяевами, разыгрывают старшего Рославлева, дабы он переменил свое мнение о женщинах и принял брата с женой в свои объятия.

А. С. Грибоедов


П. А. Вяземский



     Польский колорит в пьесе возник не случайно: Вяземский недавно вернулся из Варшавы, да и у Грибоедова со времени его службы в Кавалерийских резервах должна была сохраниться память о пребывании в Польше.
Впервые водевиль поставили в Москве 24 января 1824 г. в театре на Моховой, но, как писал Вяземский, «если пьеса не совершенно пала, то разве оттого, что на официальной сцене пьесы падать не могут». Неудача послужила поводом к критической и эпиграмматической полемике между авторами и их литературными противниками М. А. Дмитриевым и А. И. Писаревым.


     В конце мая 1824 г. Грибоедов прибыл в Петербург и подготовил пьесу к столичной премьере, внеся в текст изменения. Для него это было последним обращением к легкой драматургии. Водевиль шёл в бенефис М. В. Величкина, исполнявшего роль пана Чижевского. Его дочерей, Антосю и Лудвисю, играли Е. Я. Сосницкая и Н. А. Строганова, прекрасную Юлию — М. Ф. Шелихова, а Рославлевых — Г. Ф. Климовский и Сибиряков. В Петербурге, по свидетельству Арапова, «этот водевиль, очень ловко и игриво написанный, имел успех» и вошёл в число популярных.

П. А. Вяземский


© Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека

Мы ещё работаем над заполнением Театрального календаря в Сентябре.... Наберитесь терпения! :0