ДЕКАБРЬ
24

24 декабря – 115 лет со дня рождения Любови Ивановны Добржанской

     «Она как будто и не думает о резких внешних изменениях, и вместе с тем я не знаю актрисы столь разнообразной, так смело идущей на то, чтобы раскрыть перед зрителем все тайники женской души… повернуть кристалл души всеми гранями. Она умеет проникнуть в автора до конца, одухотвориться ролью, сделать предлагаемые обстоятельства пьесы своими. Это великий дар…» (М. О. Кнебель «Вся жизнь»)

     Будущая артистка Любовь Добржанская родилась в семье киевских дворян. В 10 лет Любу отдали в Киевский институт благородных девиц, где она начала заниматься в театральном кружке и играть во всех спектаклях. Именно там и зародилась мечта — стать актрисой. Но Добржанская не смогла получить полное образование — случилась революция 1917 года. Семья бедствовала. Любовь присматривала за младшими братьями и сестрами, брала на себя все домашние обязанности, пока отец и мать были на работе. Позже устроилась на фабрику.

     И только в 1923 году поступила в студию при Втором театре Украинской советской республики. Любовь Добржанская стала одной из лучших студенток. В 1924 году актрису приняли в труппу Русской государственной драмы и очень скоро стали давать главные роли. Она играла Зину в водевиле Шкваркина «Вредный элемент», Валю в пьесе Афиногенова «Страх», Негину в комедии Островского «Таланты и поклонники». Добржанская собирала полные залы. По воспоминаниям режиссера Владимира Нелли, за билетами на новые постановки с ее участием выстраивались очереди. В 1933 году на сцене Русской государственной драмы состоялась всесоюзная премьера пьесы Всеволода Вишневского «Оптимистическая трагедия». Любовь Добржанская стала первой исполнительницей роли Комиссара. В 1934 году постановку с участием актрисы увидел директор Центрального театра Красной армии Владимир Месхетели. Его так впечатлила игра, что после спектакля он предложил Любови Ивановне работу в Москве.

     Она переехала в Москву и начала карьеру с нуля: в театре ее никто не знал, а первые спектакли с ее участием — «Мещане» и «Васса Железнова» — прошли незамеченными. Добржанская долго играла эпизодических персонажей, зато первая же главная роль — Катарины в «Укрощении строптивой» — сделала ее ведущей актрисой Центрального театра Красной армии.

     Алексей Дмитриевич Попов, режиссер спектакля, не собирался давать Добржанской роль Катарины. Театровед Павел Жегин вспоминал: «Идут репетиции, а дело не идет. Приглашается другая исполнительница, опять ничего не получается. Попов ходит чернее тучи, спектакль надо вот-вот выпускать, сделаны великолепные декорации, очень дорогие костюмы – денег в полуголодной и нищей Москве на военный театр не жалели.<…> А укрощать-то некого». Когда положение стало безвыходным, решили попробовать на главную роль Добржанскую — терять все равно было нечего. И актриса буквально ворвалась в спектакль стремительно и вдохновенно.

     В 1942 году вышел спектакль, ставший визитной карточкой театра — «Давным-давно» с Любовью Ивановной в роли Шурочки Азаровой. На тот момент Добржанская была вдвое старше своей героини. Алексей Попов в книге «Воспоминания и размышления о театре» писал: «Я колебался, актриса просила оказать ей доверие и снять ее с роли, как только я увижу, что возраст ей действительно помеха. Через две недели я и помогавший мне в постановке Тункель были побеждены обаянием, грациозностью и внутренней одаренностью, какие пришли к исполнительнице от влюбленности в роль и в пьесу». В 1944 году спектакль увидел Эльдар Рязанов, который через 18 лет снял по этой же пьесе знаменитый фильм «Гусарская баллада». Он вспоминал: «Ощущение от того спектакля я пронес через всю жизнь, и оно сыграло спустя много лет важную роль в моем решении поставить по этой пьесе фильм».

     Ее роли были разноплановыми: от знатной дамы до крестьянки, от легкомысленных мещанок до мудрых и самоотверженных героинь. Ей легко удавались и комические и драматические образы. А еще у Добржанской был прекрасный голос, и актриса ездила с концертами по стране. Никогда не бравшая уроки вокала, она так исполняла романсы, что дух захватывало — люди шли на концерты, только чтобы послушать ее.
Прима театра — Любовь Ивановна Добржанская — сыграла более 120 ролей. А вот в кино сниматься не любила. На экранах появилась уже в возрастных, но очень любимых зрителями образах: мама Юрия Деточкина («Берегись автомобиля»), мама Жени Лукашина («Ирония судьбы, или С легким паром!») в фильмах Эльдара Рязанова, мама Сергея в фильме Анатолия Эфроса «В четверг и больше никогда». Актрису часто приглашали на съемки, но она отказывалась. Главной любовью Добржанской всегда оставался Театр, которому она посвятила более 50 лет своей жизни.

     Материалы о творчестве актрисы, воспоминания о ней, а также иллюстративные материалы вы можете найти в Электронном каталоге, Базе данных СБО и традиционных картотеках библиотеки.