ФЕВРАЛЬ
3

3 февраля 1781 г. – премьера комической оперы по пьесе Аблесимова «Мельник – колдун, обманщик и сват» (на музыку М. С. Соколовского).

     3 февраля 1781 года впервые в Петербурге на сцене Вольного Российского театра Книппера была представлена пасторальная комическая опера по пьесе Александра Онисимовича Аблесимова «Мельник – колдун, обманщик и сват» (на музыку М. С. Соколовского).
     Когда Аблесимов показал пьесу обер-полицмейстеру Николаю Петровичу Архарову, тот сказал: «Спеши брат, писать медленно, публика дело великое, боюсь я за тебя», на что Аблесимов ответил: «Нет, мой «Мельник» не умрет», и его предсказание сбылось. Оперу ожидала долгая сценическая жизнь. Ее регулярные представления продолжались до 1860-х годов. Но сам автор умер в крайней бедности, оставив после себя один ветхий стол.
     В пьесе в шутливой форме высмеивалась вера в колдунов. Главное действующее лицо – мельник Фаддей, человек хитрый, пользующийся суеверием односельчан, чтобы дурачить их. По древнему поверью, мельники водятся с нечистой силой, пользуются услугами домовых, которые и вертят жернова. Аблесимов строит интригу таким образом, что именно мельник примиряет крестьянскую семью – мужа и жену, которые не согласны между собой в выборе зятя. Мать стремится выдать дочь за дворянина, отец желает, чтобы его зятем стал крестьянин. Сама девушка Анюта любит однодворца Филимона (однодворцами называли особое сословие, обладавшее рядом дворянских прав, но платившее подушный налог). Все заканчивается благополучно для влюбленных. 
     Для Антона Крутицкого роль Мельника стала счастливым дебютом: он сразу обратил на себя внимание и снискал расположение публики. Один вельможа, восхищенный игрой актера, бросил ему на сцену кошелек с золотом и приколотой запиской «Мельнику». А Екатерина II однажды велела Крутицкому явиться в царскую ложу в костюме Мельника и пожаловала ему часы.
     В 1781 году опера была представлена в Петербурге 27 раз. Для сравнения, комедию «Недоросль» в первый год сыграли 8 раз, что сам Д. И. Фонвизин считал успехом. Как писали в «Драматическом словаре» (1787), спектакль проходил при восторженном «плескании» (аплодисментах) зрителей, причем «и иностранцы любопытствовали довольно».
     Театральная библиотека хранит первое издание пьесы, вышедшее в Москве в 1782 году.