Открытие кабаре-клуба «Бродячая собака»

1 января
1912 г.

В новогоднюю ночь с 31 декабря 1911 года на 1 января 1912 года было открыто кабаре или подвал «Бродячая собака» Художественного общества интимного театра. Он располагался в центральной части города, на углу Итальянской улицы и площади Искусств (раньше – Михайловской площади). Согласно дореволюционному делению города — в Третьей Адмиралтейской части Санкт-Петербурга.


К открытию подвала поэт Всеволод Князев сочинил «собачий гимн», положенный на музыку пианистом и композитором

В. А. Шписом фон Эшенбруком:

Эскиз занавеса кабаре «Бродячая собака». Художник Н. И. Кульбин. 1912 г. Из фондов ГМИ СПб.
Во втором дворе подвал,
В нем — приют собачий.
Каждый, кто сюда попал —
Просто пес бродячий.
Но в том гордость, но в том честь,
Чтобы в тот подвал залезть!
Гав!
На дворе метель, мороз,
Нам какое дело!
Обогрел в подвале пес
И в тепле все тело.
Нас тут палкою не бьют,
Блохи не грызут!
Гав!
В кабаре «Бродячая собака». Среди присутствующих: Н. И. Кульбин, Н. Е. Добычина, С. Ю. Судейкин, Б. К. Пронин. Из фондов Государственного литературно-мемориального музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.
Литературное кабаре «Бродячая собака». Художник А. А. Радаков. 1913 г. Из фондов Музея истории русской литературы им. В. И. Даля.

Карикатура М. Л. Шафрана. Чествование К. Д. Бальмонта в «Бродячей собаке». Слева направо: Е. В. Аничков, П. П. Потемкин, Н. И. Кульбин, К. Д. Бальмонт, С. М. Городецкий, С. Ю. Судейкин, Ф. К. Сологуб.

«Бродячая собака», зарегистрированное как клуб при «Обществе Интимного Театра» — единственное кабаре,
с которым никогда не связывали никаких коммерческих расчетов. К. Б. Пронин был арендатором помещения и владельцем клуба, но для руководства жизнедеятельностью «Собаки» был сформирован «Комитет членов-учредителей».

Ими стали: Вс. Мейерхольд, А. Н. Толстой,
М. Добужинский, Н. Сапунов, С. Судейкин, Н. Евреинов, Н. Петров, И. Сац.

В сочиненном А. Толстым уставе клуба первый и главный пункт декларировал полное бескорыстие «собачьей» жизни: все члены общества работают бесплатно на благо общества.


По воспоминаниям Н. Петрова, странное название для кабаре родилось совершенно случайно, когда Толстой сравнил компанию, скитающуюся в поисках подвала, чтобы встретить

в нем новый 1912 год, с бродячими собаками, ищущими приюта. Хотя образ «бродячей собаки», в те годы был необычайно распространенным.


Много позже Пронин писал: «У меня возникла мысль, что надо создать романтический кабачок, куда бы мы все „бродячие собаки“, могли приткнуться, дешево покормиться и быть у себя — бродячие, бесприютные собаки»*.


Кабаре было своеобразным Ноевым ковчегом начала ХХ века: в нем собирались футуристы, акмеисты, символисты, художники из «Мира искусства», кубисты, импрессионисты и многие, многие другие…


Меню кабаре «Бродячая собака». 1912 г. Из фондов СПбГМТМИ.

Цит. по: Парнис А., Тименчик Р. Программы «Бродячей собаки» // Памятники культуры: Новые открытия. Ленинград, 1985. С. 162.

Сцена в артистическом ресторане «Бродячая собака». Художник В. В. Дмитриев. 1915 г. Из фондов СПбГМТМИ.

Постепенно складывались традиции «собачьего» быта, создавалась своя символика. Посетитель попадал в подвал, спустившись по узкой крутой лестнице под навесом, который освещал красный фонарь. Перед входом висел плакат: «Все между собой считаются знакомыми» и герб: сидящий бродячий пес, положивший лапу на античную маску. Геральдический щит, на котором был изображен герб, собственноручно расписал М. В. Добужинский.

В клубе было налажено производство гербовой бумаги с изображением эмблемы «Собаки» в левом верхнем углу и надписью: «Художественное общество интимного театра — СПб».
На этой бумаге печатались приглашения, программы, афиши, велась переписка. Были сочинены и даже изданы с рисунками Судейкина и Кульбина гимны «Собаки» — отдельно на открытие и закрытие подвала. Были отчеканены ордена, главный из них— Орден Собаки, которым награждались почетные граждане и гости клуба. На ордене была выбита надпись «Бойся Собаки».

Приход каждого нового гостя возвещался ударом в огромный турецкий барабан, стоявший в большом зале. При входе

в зал стояла конторка с большой книгой, в которой посетители оставляли свои автографы, стихотворные экспромты, зарисовки.


Благодаря царящему здесь чувству свободы раскрылся талант многих посетителей знаменитого клуба. Здесь впервые зазвучал в полную силу голос Мандельштама и голос Ахматовой. Здесь были впервые прочитаны и написаны многие замечательные строки М. Кузмина и Н. Гумилева, В. Хлебникова и И. Северянина.


Программа вечера. 1913 г. Из фондов СПбГМТМИ.


Эскиз оформления кабаре «Бродячая собака». Художник С. Ю. Судейкин.

Стены одной из комнат (в подвале их было всего две) были покрыты кубистической росписью Н. И. Кульбина, где разноцветные геометрические фигуры скрещивались и хаотически наползали друг на друга.

Другая комната — помещение, в которое посетитель попадал, спустившись по крутой лестнице из 14 ступенек — была блистательно расписана от пола до замыкающих ее сводов С. Ю. Судейкиным.

В этой росписи странно сплетались фигуры Пьеро, Арлекинов, арапчат, юных красавиц, необыкновенных невиданных птиц, изогнувшихся в странных позах, огромные фантастические цветы алого, бордового, небесно-голубого, ядовито-зеленого цвета. По словам самого Судейкина, так он изобразил «Цветы Зла» Бодлера.

Многие посетители кабаре не смогли забыть яркий вечер, состоявшийся в марте 1914 г.: в «Собаке» танцевала великая балерина Т. П. Карсавина. Через много лет об этом событии вспоминала и сама балерина: «Я танцевала прямо среди публики на маленьком пространстве, окруженном гирляндами живых цветов».*
Карсавина Т. П. Театральная улица: воспоминания. Москва, 2004. С. 221.
Эскиз костюма Т. П. Карсавиной для вечера в кабаре «Бродячая собака». Художник С. Ю. Судейкин. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Эскиз костюма Т. П. Карсавиной для вечера в кабаре «Бродячая собака». Художник С. Ю. Судейкин. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Во время танца из клетки, увитой живыми розами, выпускали Эроса, которого изображала маленькая девочка. В конце вечера балерине был преподнесен только что вышедший из печати сборник «Букет для Карсавиной», включавший произведения известных поэтов и художников, созданных в ее честь.
Маскарады, арлекинады, вечера художественной пластики, чествования поэтов, драматургов, писателей и актеров, «собачьи» карусели, капустники, гала-концерты, вечера «великопостной» магии, вечера песни и танца, поэтические вечера, разнообразные драматические постановки и пантомимы, лекции и диспуты на самые неожиданные, но оказывавшиеся очень злободневными темы, выставки картин русских и зарубежных художников, гравюр, офортов, миниатюр, недели и вечера кавказского искусства, французской, бельгийской, русской, польской музыки и поэзии, вечера футуристов, Метерлинка и французского символизма, «Цеха поэтов», современной русской прозы, наконец, праздничные банкеты и застолья— все это шло непрерывной чередой, прерываясь лишь на летние месяцы, с мая по август.

После скандального выступления В. Маяковского «Собака» осталась на примете у полиции, а в начале марта 1915 года в подвале был произведен обыск, обнаружены дюжины бутылок запрещенного спиртного, после чего градоначальник распорядился закрыть подвал.

Обложка издания, приуроченного к тематическому вечеру в честь балерины Т. П. Карсавиной. Художник С. Ю. Судейкин. 1914 г.

Возродить «Бродячую Собаку» на старом месте уже не удалось. Пронин был занят устройством, ремонтом и оформлением интерьеров нового кабаре в большем по размерам подвале, который будет уже не кабачком, а скорее подземным театром с разнообразным и нетрадиционным репертуаром — «Привал комедиантов» — на углу Мойки и Марсова поля.