премьера спектакля
«Гулянье на Крестовском острове, или Сюрпризы»
14 января
1820 г.
14 января 1820 года на сцене Большого (Каменного) театра балетмейстер Огюст Пуаро впервые представил публике большой дивертисмент на музыку Ф. Антонолини, К. Кавоса и Заценговена.«Гулянье на Крестовском острове, или Сюрпризы».

Гулянье на Крестовском острове. Художник А. П. Брюллов. 1822 г.

Место действия спектакля было выбрано неслучайно. Крестовский остров с 1803 года до самой революции 1917 года находился во владении Белосельских-Белозерских, которые охотно сдавали его в аренду. В первой четверти XIX века в условиях стремительного роста населения Петербурга, острова Невской дельты были очень популярны для отдыха.
Но особой любовью пользовался Крестовский, ставший в 1820-х годах самым модным местом. Катальные горы, качели, рыцарские турниры, 2 трактира (русский и немецкий), прогулочные дорожки вдоль берегов (уже тогда вошла в моду здоровая ходьба!), яхт-клуб и демократичные по ценам дачи неумолимо влекли к себе горожан всех национальностей и сословий.

Кроме того, острова были богаты рыбой, поэтому по желанию можно было на тонях* как арендовать снасти, так и заказать улов «на счастье» (когда за оговоренную сумму забрасывался невод и весь улов, кроме осетра и стерляди, доставался заказчику).

Катальные горы на Крестовском острове

Место на реке или водоёме, на котором производится лов рыбы неводом.


«На тонях». Неизвестный художник.

В общем, как писал Ф. Ф. Вигель, остров «одним своим именем напоминал веселие»*.

На самом деле, выбор развлечений на Крестовском, по сравнению с центром города, где устраивались любимые народом балаганы, ярмарки и фейерверки, был не так уж велик.

Людей манила его доступность, близость к морю, живописные пейзажи и какая-то неповторимая атмосфера. Этот дух весёлой кутерьмы и смешенья наций, царивший на «острове развлечений», и отразил Огюст Пуаро в своей новой постановке.

Вигель Ф. Ф. Записки Филиппа Филипповича Вигеля. Часть 6. Москва, 1892. С. 24.

В спектакле участвовали лучшие певцы и певицы и вся балетная труппа. Среди исполнителей разнохарактерных танцев были: воспетая Пушкиным Авдотья Истомина, любимица Павла I; Евгения (Евдокия) Колосова, «дед русской сцены» Иван Сосницкий, Николай Дюр и многие другие замечательные артисты. Сам Огюст Пуаро, славившийся национальными танцами, в дивертисменте исполнил новый русский танец, в котором, по свидетельству современников, был неподражаем. Балет с танцами разных наций, пением, военной музыкой и увеселеньями пользовался неизменным успехом и давал большие сборы.