Николай Константинович Черкасов
27 июЛя
1903 г.
27 июля 1903 года родился Николай Константинович Черкасов — один из любимейших и популярных актеров не только Ленинграда, но и всей страны. Высокий, статный, красивый — ему на роду было написано играть великих людей. И их в творческой судьбе Николая Черкасова было немало.

Н.К. Черкасов. Из фондов ГМИ.

В 1919 году, окончив школу, актер поступил в студию мимистов и, проучившись всего несколько месяцев, был зачислен в труппу Государственного театра оперы и балета. После окончания в 1926 году Института сценических искусств, он успел поработать в разных ленинградских театрах: ТЮЗ, Свободный театр, Мюзик-холл, театр Комедии.

А с 1933 года главным театром для Николая Константиновича стал Театр драмы имени А. С. Пушкина. Более тридцати лет своей жизни актер посвятил этой сцене, исполнив много замечательных ролей: Варлаам («Борис Годунов»; 1934, 1948), Петр I («Петр Первый», 1938), Мичурин («Жизнь в цвету», 1946), Маяковский («Они знали Маяковского», 1954), Хлудов («Бег», 1958), академик Дронов («Все остается людям», 1959) и другие.

И в каждой роли была мощь: глубокий баритон, пронизывающий взгляд, характер. Казалось, что Черкасов не играл, а убеждал. Перевоплощения актера соединяли в себе внутреннее состояние и яркую характерность, он не имитировал, а открывал в самом себе суть своего героя.
Н.К. Черкасов в роли Осипа в спектакле «Ревизор» Александринского театра. 1936 г. Из фондов Александринского театра.
Н.К. Черкасов в заглавной роли в спектакле «Дон Кихот» Александринского театра. 1941 г. Из фондов Александринского театра.
Н.К. Черкасов в заглавной роли в спектакле «Петр Первый» Александринского театра. 1962 г. Из фондов Александринского театра.
Н.К. Черкасов в роли Мичурина в спектакле «Жизнь в цвету» Александринского театра. 1947 г. Из фондов Александринского театра.
Н.К. Черкасов в роли Дронова в спектакле «Всё остаётся людям» Александринского театра. 1959 г. Из фондов Александринского театра.
Н.К. Черкасов в роли Маяковского в спектакле «Они знали Маяковского» Александринского театра. 1954 г. Из фондов Александринского театра.
Н.К. Черкасов в роли Ивана Грозного в спектакле «Великий государь» Александринского театра. 1945 г. Из фондов Александринского театра.
Н.К. Черкасов в роли Барона в спектакле «Маленькие трагедии» ( «Скупой рыцарь») Александринского театра. 1962 г. Из фондов Александринского театра.
Важной стороной творческой жизни Николая Черкасова было и кино. Впервые он появился на экранах в 1927 году и поначалу у него были небольшие роли, порой — эпизоды. Настоящая кинематографическая слава пришла в 1936 году с выходом фильма «Депутат Балтики». В этой картине яркий талант актера буквально вырвался из установленных рамок: ему блистательно удалась роль профессора Полежаева. Черкасов очень достоверно показал облик старого интеллигента, хотя Николаю Константиновичу было на сорок с лишним лет меньше, чем его персонажу.

В 1937 году артист предстал в не менее красочной роли Жака Паганеля («Дети капитана Гранта»), в 1938 году — в роли царевича Алексея («Петр I») и в заглавной роли («Александр Невский»).

Работа над гримом на студии «Ленфильм» Н. Черкасова в роли профессора Полежаева в кинофильме «Депутат Балтики». Из фондов Центрального музея современной истории России.

Н.К. Черкасов в роли профессора Полежаева в кинофильме «Депутат Балтики». 1936 г.
Н.К. Черкасов в заглавной роли в фильме «Александр Невский». 1938 г.
Н.К. Черкасов в роли Жака Паганеля в фильме «Дети капитана Гранта». 1936 г.
Н.К. Черкасов в роли царевича Алексея в фильме «Петр I». 1938 г.
Всего в фильмографии Черкасова более сорока картин, среди которых: «Иван Грозный», «Весна», «Академик Иван Павлов», «Александр Попов» и, конечно, «Дон Кихот». Партнером по последнему фильму был Юрий Владимирович Толубеев, игравший верного оруженосца — Санчо Пансу.

Лично знавший Николая Константиновича литературовед Дмитрий Терентьевич Хренков писал: «Было бы неправдой сказать, что во всех сыгранных ролях Черкасов неизменно добивался успеха. Ровный путь — только у посредственностей. Истинный художник может и ошибаться, но ошибка для него тоже своеобразный трамплин к достижению новых высот. И творчество Николая Константиновича Черкасова — лучшее доказательство этой истины».*

Советская Россия. 1983. 26 июля