Елена Маврикиевна грановская



13 июня
1877 г.

Е. М. Грановская. нач. 1900-х гг. Из фондов Нижегородского историко-архивного музея-запаведника.

13 июня 1877 года родилась Народная артистка РСФСР Елена Маврикиевна Грановская.

Окончив в Санкт-Петербурге немецкую школу с дипломом домашней учительницы, но с детства мечтая об артистической карьере, Грановская часто участвовала в любительских и полупрофессиональных спектаклях. Спустя некоторое время после выпуска она исполнила свое желание и поступила на профессиональную сцену.

Актерская судьба Елены Грановской началась в Санкт-Петербурге. С 1899 по 1902 год она играет в Панаевском театре, а уже с 1902 по 1903 занята в московском Театре Корша.

В 1903 году состоялась историческая для актрисы встреча — ее увидел антрепренер, артист и режиссер С. Ф. Сабуров и пригласил в свой театр. Елена Грановская начала выступать в антрепризах Сабурова, в том числе, в петербургском театре «Пассаж».

В эти годы в ее репертуаре преобладают легкие комедийные роли.

«В легкомысленные сюжеты артистка вносит столько ярких граней и красок, что поверхностный репертуар теряет свои бездумно-развлекательные черты. В бесчисленных пьесах, которые Елена Грановская сыграла на протяжении первых десятилетий своей сценической деятельности, каждая роль сохранилась в памяти зрителей, так как артистке всегда удавалось найти черточки, точно и выразительно рисовавшие ее героинь — буржуазных женщин».*

В 1925 году «Пассаж» преобразовали в Ленинградский театр «Комедия». Весь репертуар, состоявший из водевилей и первых советских комедий, был ориентирован на индивидуальность ведущей актрисы театра — Елены Грановской.

«Самые требовательные ценители соглашались с тем, что Грановская принадлежит к выдающимся мастерицам сцены. По сути дела она была душой первого в Петербурге театра комедии. Спектакли с ее участием давали обеспеченные сборы, а играла она много».*

Е. М. Грановская

Театральный календарь. Ленинград, 1967. С. 50.
Золотницкий Д. И. Фарс... и что там ещё? : театр фарса в России, 1893-1917. Санкт-Петербург, 2007. С. 367.
Е.М.Грановская в спектакле «Болото». Лениградского театра комедии и сатиры. 1929 г. Из фондов СПбГМТМИ.
Е.М.Грановская в спектакле «Чанг-Гайтанг (Меловой круг)». Лениградского театра «Комедия». 1926 г. Из фондов СПбГМТМИ.
Е.М.Грановская в спектакле Бой-баба (Мадам Сент-Жен). Лениградского театра «Комедия». 1925 г. Из фондов СПбГМТМИ.
Е.М.Грановская в спектакле «Пришла, увидела и победила» Театра Сабурова. 1914 г. Из фондов СПбГМТМИ.

Новая важная страница биографии артистки открывается в 1939 году, когда она, не найдя общий язык с Н. П. Акимовы, возглавившим театр в 1935 году, поступила в труппу Ленинградского Большого драматического театра им. М. Горького.

Здесь первая ее роль — Забелина в «Кремлевских курантах» Н. Погодина, а далее следуют такие надолго запоминающиеся образы, как Полина Бардина («Враги» М. Горького), Полежаева («Беспокойная старость» Л. Н. Рахманова), Софья Петровна («Разлом» Б. А. Лавренева), Кэт («Все мои сыновья» А. Миллера) и многие другие.

В 1940 году Грановская выходит на сцену в более знакомом амплуа — в роли Королевы в скрибовском «Стакане воды»: «Грановская раскрывает черты, свойственные Анне, в десятках самых различных, самых неожиданных аспектов <…> Грановская постигла характер своей героини во всей его сложности и не скупится в средствах выражения. Сколько блестящих деталей найдено актрисой! <…> Мастерством слова актриса владеет виртуозно. Ее интонировка тончайших нюансов мысли — подлинная школа мастерства для многих артистов».* В том же 1940 году она сыграла Раневскую в чеховском «Вишневом саде». Критики писали: «Роль Раневской очень сложна и многообразна. Прежде всего — это женщина, хорошо пожившая в свое время, довольно легкомысленная, изящная и обаятельная. В этом плане Грановская, блестящая актриса лирической комедии. Дает несколько новых, неожиданных и интересных интонаций и мизансцен».*
Сегеди Ант. «Стакан воды» // Советская Белоруссия. 1940. 27 июля.
Громов П. «Вишневый сад» // Ленинградская правда. 1940. 27 нояб.
Елена Маврикиевна Грановская до глубокой старости оставалась нужной театру и играла на сцене БДТ вплоть до 1960-х годов.