премьера спектакля «Ревизор»
9 апреля
1927 г.
9 апреля 1927 года в Театре Дома печати состоялась премьера спектакля по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор».

Режиссером спектакля был незаурядный молодой режиссер и поэт, футурист Игорь Герасимович Терентьев. Новая постановка классической пьесы декларировалась автором, как некий прорыв, даже революция в театре. Режиссер использовал фарсовую интерпретацию «Ревизора» с принципами художественного «натуризма», что вызвало бурную полемику среди критиков и зрителей. Помимо этого, Терентьев, как участник авангардной группы футуристов «41°» использовал в постановке элементы «заумного языка» и приемы народного балагана.

Эскиз задника к спектаклю. Художник А. М. Ляндсберг. Из фонда СПбГМТМИ.

«„Ревизор“ оказался превращенным в эксцентрическую буффонаду с безмерным нагромождением сценических трюков, сплошь и рядом совершенно непристойного характера. Актеры ползали на полу, перебивали гоголевский текст французской, немецкой, польской, и украинской речью… Городничий становился на четвереньки, унтер-офицерская вдова распевала цыганские песни, а купец Абдулин исполнял арию индийского гостя из оперы „Садко“. По ходу действия хлопали петарды, бегали живые мыши, сыпались бумажные „цветы удовольствия“», — писал театровед Сергей Сергеевич Данилов*.
Данилов С. С. «Ревизор» на сцене. Ленинград, 1934. С. 100-101.
Несомненно, изумить и даже эпатировать зрителей режиссеру удалось. И в этом ему помогли художники объединения учеников и последователей П. Н. Филонова «Мастера аналитического искусства»: А. М. Ляндсберг, А. Т. Сашин, М. П. Цыбасов, Н. И. Евграфов, Р. М. Левитон. По словам театрального критика Алексея Александровича Гвоздева, на сцене появлялись персонажи в «диковинных костюмах — в пестро раскрашенных (по последней парижской моде) тканях, на которых разрисованы наивные „символические“ знаки: конверты на коленях почтмейстера, земляничные ягоды на спине у Земляники, красный рак на брюках трактирного слуги и т. п.»*
С рецензиями на спектакль можно ознакомиться в нашей Электронной библиотеке.

Также на сайте Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства можно прочитать статью Дарьи Захаровой «"Ревизор" Игоря Терентьева».

М. Н. Мансветова – Анна Андреевна. Художник Е. С. Тамруччи.

Гвоздев А. А. Классики наизнанку // Театральная критика. Ленинград, 1987. С. 66-67.
Статьи о спектакле