1922 — Премьера спектакля «Соловей» Ленинградского Театра Юных Зрителей
Н. В. Гоголь. Литография Э. Дмитриева-Мамонова. 1840-е гг.
Федорова В. Ф. Русский театр XIX века. Москва, 1983. С. 54.
«Dura lex, sed lex»
(«Закон суров, но это — закон»)
Полное собрание законов Российской Империи. – Собр. 2: (1825-1881). СПб., 1834. Т. 8: 1833. № 6090. С. 199
Н. К. Черкасов — Лелио
Цит. по: Герасимов Ю., Скверчинская Ж. Черкасов. М., 1977. С. 208
Бартошевич, А. А. О молодых театральных художниках // Искусство и жизнь. 1940. № 9. С. 23-25.
Портрет П. А. Плавильщикова по рисунку П. Ф. Бореля.
Ярцев А. А. Ф. Г. Волков (основатель русского театра). Его жизнь в связи с историей театральной старины. СПб., 1892. С. 52.
Божерянов И. Н., Карпов Н. Н. Иллюстрированная история Русского театра XIX века. СПб., 1903. Вып. I. Отд. III. С. 4.
Титульный лист собрания сочинений
П. А. Плавильщикова
Плавильщиков П. А. Собрание драматических сочинений. Санкт-Петербург : Гиперион, 2002. 603 с.
А. Н. Афиногенов
Театральный календарь. Ленинград, 1964. С. 43.
«Пьеса, даже в комбинации психологического реализма с бытом и жанром, местами достигает высокого напряжения, но иногда и спускается вниз. Как всегда, менее удовлетворителен конец, идущий волнами, то поднимаясь, то снижаясь»*.
А. М. Азарин в роли Волгина в спектакле «Чудак». МХАТ-2. 1929 г.
В 1931 году в Ленинградском академическом театре драмы была поставлена пьеса Афиногенова «Страх». «В моей пьесе я старался разоблачить одну из таких внешне научных теорий страха, вскрыть классовую ее сущность и показать, как теория „объективного“ ученого становится знаменем контрреволюционной „научной партии“»*.
Афиногенов А. Автор о пьесе // Красная газета. 1931. 30 мая.
Однодневная газета, посвященная спектаклю «Салют, Испания!»
Афиногенов А. Н. Статьи. Дневники. Письма. Воспоминания. Москва, 1957. С. 135.
Машенька — В. П. Марецкая, Леонид — В. В. Ванин. «Машенька». Театр им. Моссовета. 1941 г.
Б. Е. Жуковский — Тимофей Завьялов, Е. П. Корчагина-Александровская — Анна Григорьевна. «Накануне». Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина.1942 г.
5 апреля 1933 г. Ленинградский Театр рабочей молодежи (ТРАМ) показал свою первую работу в области освоения классического наследия — пьесу Д. И. Фонвизина «Недоросль» в постановке М. В. Соколовского. Художником спектакля выступил Ф. Ф. Кондратов, композитором — В. М. Дешевов.
Программка премьерной афиши спектакля.
Театр рабочей молодежи // Рабочий и театр. 1933. №3. С. 23.
Февральский А. Новая постановка ЛЕНТРАМа. «Недоросль» Фонвизина // Советское искусство. 1933. 8 мая.
«Специфика трамовского актера и сама пьеса определили и основной стиль спектакля. "Недоросль" развертывается как реалистическая комедия, которая, однако, выходит за свои пределы» (введение оперных моментов, водевильных и гротескных положений)»*.
«Недоросль» в ТРАМе // Смена. 1933. 4 апр.
«Перед ТРАМом стояла задача, снять "улыбательный вид" комедии Фонвизина, сделать ее смелой, злой и бичующей. Нужно было углубить и вскрыть замысел пьесы, показать подлинное лицо Простаковых и Скотининых, сорвать маски Стародума и Правдина, преодолеть имеющиеся в пьесе элементы схематизма и тенденциозности. Надо было понять и показать основные движущие силы, главнейшие явления, характеризующие эпоху, хотя бы и вопреки замыслу автора. Театр пробует добиться этого, не переделывая текст и даже не урезая его и лишь вводя ряд новых персонажей», — писал режиссер.*
Соколовский М. «Недоросль» (К сегодняшней премьере в ТРАМе) // Ленинградская правда. 1933. 5 апр.
Портрет артиста А. И. Арефьева в роли Простакова в спектакле «Недоросль» ТРАМа. 1933 г. Художник А. И. Костомолоцкий. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Месяцев Ю. Смелый, злой и бичующий //Смена. 1933. 6 апр.
В. В. Меркурьев
В. В. Меркурьев — Прибытков, Г. Т. Карелина — Юлия Тугина. «Последняя жертва». Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина. 1971 г.
П. А. Плавильщиков. Гравюра А. Осипова. 1817 г.
Из фондов СПбГТБ
С. Н. Сандунов. Неизвестный художник.
Эскиз задника к спектаклю. Художник А. М. Ляндсберг. Из фонда СПбГМТМИ.
М. Н. Мансветова – Анна Андреевна. Художник Е. С. Тамруччи.
Список действующих лиц.
( Шекспир У. Полное собрание сочинений. Т. 4.
Санкт-Петербург: Издание Брокгауза-Эфрона, 1903).
Премьерная программка спектакля. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз костюма Мамилия к спектаклю. Художник Е. П. Пономарев. Из фондов СПбГМТМИ.
М. Г. Савина. 1870-е гг.
К. И. Адашевский
К. И. Адашевский в роли Австрийского офицера в фильме «Овод». 1955 г.
К. И. Адашевский в роли Эйлера в фильме «Михайло Ломоносов». 1955 г.
Портрет Августа Фридрих фон Коцебу. Художник П. Ф. Дойрер. 1818 г.
Портрет Екатерины Семеновны Семеновой (большой). Художник К. Брюллов. 1836 г.
Портрет А. Н. Островского. Художник В. Г. Перов. 1872 г.
П. И. Чайковский. 1870-е гг.
А. Я. Ваганова. Не ранее 1934 г. Из фондов СПбГМТМИ
С. Э. Радлов. 1930-е гг.
Сцена из спектакля.
Эскиз декорации. Художник Г. П. Руди.
Портрет Д. И. Фонвизина. Художник А.-Ш. Карафф.
Иллюстрация к комедии.
Художник Т. Н. Костерина. 1981 г.
А. Н. Бенуа
Эскиз декорации к спектаклю. Художник А. Н. Бенуа. Из фондов Государственного Эрмитажа.
Пьетро Кьяри. Гравюра неизвестного художника.
Из фондов СПбГТБ
Н. П. Акимов.
Санкт-Петербургский театр Комедии им. Н. П. Акимова
М. П. Троянский в годы войны. Из фондов СПбГТБ.
Троянский с женой и сыном. Из фондов СПбГТБ.
М. П. Троянский (в центре в первом ряду).
с фронтовыми товарищами. [1943–1945]. Из фондов СПбГТБ.
Программа спектакля. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Сцена из спектакля. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Театр-кабаре «Привал комедиантов» воплощал в себе идею Н. Н. Евреинова, сформулированную в его арлекинаде «Веселая смерть»: «Вы проповедуете сверхчеловека? Я — сверхшута».*
Театр-кабаре был задуман как продолжение артистического подвала «Бродячая собака» — кабаре-клуба, закрывшегося в марте 1915 года.
В «Приюте комедиантов». Среди изображенных Н. Е. Добычина, Б. К. Пронин, В. Я. Брюсов. 1916 г. Художник Б. Д. Григорьев.
Режиссер Борис Константинович Пронин, «доктор эстетики», как значилось на его визитке, сам был занят устройством, ремонтом и оформлением интерьеров нового кабаре. Вместо распавшегося «Общества Интимного театра» организовали «Петроградское художественное общество», при котором и был создан новый театр-кабаре. Был составлен список «действительных членов общества», куда вошли: Т. П. Карсавина, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, В. А. Щуко, Л. Н. Андреев, М. А. Кузмин, Тэффи, Н. Н. Евреинов, министр юстиции Временного правительства П. Н. Переверзев — всего 27 человек.
Б. К. Пронин
Кабаре «Привал комедиантов» («Моя жизнь»). Художник С. Ю. Судейкин. 1916 г.
Эскиз занавеса для театра-кабаре «Привал комедиантов». Художник С. Ю. Судейкин. Из фондов Театрального музея им. А. А. Бахрушина.
Портрет Императрицы Екатерина II в дорожном костюме. Неизвестный художник (мастерская Д. Г. Левицкого). Конец XVIII в.
Титульный лист рукописи Н. В. Гоголя «Ревизор» с цензурным разрешением к представлению.
Из фондов ИРЛИ РАН Пушкинский дом.
Н. В. Гоголь на репетиции «Ревизора».
С рисунка П. А. Каратыгина.
Проект декорации комнаты в доме городничего с пометкой «комедии Ревизор по желанию г. автора рисунок первого действия». Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Н. О. Дюр исполнитель роли Хлестаков. Гравюра А. А. Пищалкина. 1839 г.
И. И. Сосницкий – Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий.
Фото 1860-е гг.