Аполлинарий Михайлович Васнецов

6 августа
1856 г.
6 августа 1856 года родился Аполлинарий Михайлович Васнецов, великий русский художник, мастер исторической живописи, автор театральных оперных декораций, педагог и автор теоретических работ по искусству.

Рисовать Аполлинарий Михайлович начал рано. В семье Васнецовых поощряли художественные наклонности детей. Главным примером и авторитетом для Аполлинария был его страший брат, знаменитый художник Виктор Васнецов.

Виктор Михайлович внимательно следил за развитием способностей младшего брата, признавал за ним талант, и в 1872 году предложил Аполлинарию переехать к нему в Петербург, чтобы заняться серьезным обучением.


Трехлетнее пребывание в Петербурге решительным образом повлияло на Аполлинария Михайловича и как на художника, и как на человека. Брат Виктор ввел его в круг своих друзей, познакомил с Иваном Николаевичем Крамским, Ильей Ефимовичем Репиным, Павлом Петровичем Чистяковым и другими. В Петербурге Аполлинарий Васнецов испытал на себе влияние Товарищества передвижных художественных выставок («передвижники») и увлекся идеями народничества. Поступить в Академию художеств Ванецову не удалось из-за отсутствия диплома о среднем образовании. Начатую подготовку к экзаменам прервало страстное увлечение идеями народничества. Васнецов даже решил бросить живопись и заняться общественной деятельностью – «пойти в народ». Однако в этой сфере его постигло разочарование, и Аполлон Михайлович вернулся к своему призванию.

Портрет А. М. Васнецова.

Художник Н. Д. Кузнецов. 1897 г.

Основанная в 1885 году Московская частная русская опера Саввы Ивановича Мамонтова стала началом театральной работы Васнецова. Развивая в искусстве декорации принципы реалистической живописи, художники мамонтовского театра (в числе которых были Виктор Михайлович Васнецов, Василий Дмитриевич Поленов, Валентин Александрович Серов, Михаил Александрович Врубель, Константин Алексеевич Коровин и другие) добивались, чтобы оформление спектакля не было шаблонным, условным фоном для действия, а становилось полноценной его частью. Художник становился полноправным соавтором наравне с режиссером, певцами и музыкантами. Это был настоящий переворот в области сценографии: живописная декорация и театральные костюмы стали явлением большого искусства.
Эскиз декорации к опере «Садко» Мариинского театра. Художник А. М. Васнецов. 1901 г. Из фондов СПбМТМИ.
Эскиз декорации к опере «Садко» Мариинского театра. Художник А. М. Васнецов. 1901 г. Из фондов СПбМТМИ.

Эскиз костюма Садко к одноименной опере Мариинского театра. Художник А. М. Васнецов. 1901 г. Из фондов СПбМТМИ.

В 1900 году Васнецов получил предложение от Дирекции Императорских театров оформить оперу «Садко» Николая Андреевича Римского-Корсакова в Мариинском театре.

«Для сбора материала художник дважды выезжал в Новгород и Архангельскую губернию, писал пейзажи с натуры на берегах озера Ильмень, стараясь ловить своеобразие колорита Севера; зарисовывал архитектурные памятники Новгорода и детали деревянной резьбы, украшающей дома, предметы убранства изб и народные костюмы.»*

По возвращении Васнецов представил Дирекции более ста работ и приступил к созданию эскизов декораций. Своей задачей художник ставил не только правдивое изображение исторической обстановки, но и достижение единства декорационного решения с замыслом композитора.

Особенность оперы Римского-Корсакова в том, что реальные картины жизни древнего Новгорода чередуются в ней со сказочно-фантастическими эпизодами, а музыка полна сильных выразительных контрастов. Поэтому декорации к «Садко» не только давали Васнецову возможность проявить свои исторические знания, но и требовали активной работы фантазии.

Премьера оперы, состоявшаяся 26 января 1901 года, не произвела фурора и имела противоречивые отзывы в критике.
Макет декорации к опере «Садко» Мариинского театра. Художник А. М. Васнецов. 1901 г.
Из фондов СПбМТМИ.
С одной стороны, говорили, что «эскизы декораций выполнены даровитым художником с яркой фантазией, вместе с тем верны русской природе и согласны с археологией и историей»*. С другой стороны, писали, что даже такой талант, как талант Аполлинария Васнецова, «не уберегся от декадентской порчи и ударился в утрировку народных мотивов»*.
Беспалова Л. А. Аполлинарий Михайлович Васнецов. М, Искусство. 1983. С. 101.
Театр и музыка // Новое время. 1900. 29 сент. (№ 8833). С. 4.
Р. «Садко» в Мариинском театре // Новое время. 1901. 27 янв. (№ 8951). С. 4.
Эскизы костюмов Новгородских старшин: Фомы Назарьича и Луки Зиновьича к опере «Садко» Мариинского театра. Художник А. М. Васнецов. 1901 г. Из фондов СПбГТБ.
Эскиз костюма Морского Царя к опере «Садко» Мариинского театра. Художник А. М. Васнецов. 1901 г. Из фондов СПбГТБ.
Эскиз костюма Царицы Морской к опере «Садко» Мариинского театра. Художник А. М. Васнецов. 1901 г. Из фондов СПбГТБ.
Эскизы женских костюмов к опере «Садко» Мариинского театра. Художник А. М. Васнецов. 1901 г. Из фондов СПбГТБ.
Значителной театральной работой Васнецова считаются декорации к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова, созданные совместно с Константином Алексеевичем Коровиным. В основу оперы, насыщенной большими страстями и сложными противоречиями, положено предание о псковском князе Юрии, построившем Великий Китеж среди дремучих керженских лесов у озера Светлый Яр, о борьбе его с ханом Батыем и гибели князя из-за предательства, а также о чуде спасения Китежа.
Эскиз декорации «Улица в Малом Китеже» к опере «Сказание о невидимом граде Китеже» Мариинского театра. Художник А. М. Васнецов. 1907 г.
Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Поэтическая легенда о героическом Китеже с большой любовью воплощена Васнецовым в декорациях. К моменту начала работы он уже детально изучил историко-архитектурный материал по культуре Древней Руси. Художник вновь тонко и, вместе с тем, точно выразил сюжетно-музыкальное своеобразие оперы. По его эскизам выполнены декорации: «Улица в Малом Китеже», «Площадь в Великом Китеже», «Озеро Светлояр» и «Вход в храм».
Эскиз декорации «Площадь в Великом Китеже» к опере «Сказание о невидимом граде Китеже» Мариинского театра. Художник А. М. Васнецов. 1907 г.
Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
В этих работах Васнецов использовал театральный свет как живописное средство для передачи трагической атмосферы. Цветовая гамма декораций восхищает своей выразительной сдержанностью, сочетанием приглушенных оттенков синего, коричневого и белого цветов. Особенной стала декорация «Озеро Светлояр». В ней проявилось мастерство Васнецова, как художника-пейзажиста.
Эскиз декорации «Озеро Светлояр» к опере «Сказание о невидимом граде Китеже» Мариинского театра. Художник А. М. Васнецов. 1907 г.
Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Беспалова Л. А. Аполлинарий Михайлович Васнецов. М, Искусство. 1983. С. 106.

А. М. Васнецов.

«Раннее утро. Слегка розовеет небо у горизонта. Огромные деревья со смыкающимися вверху ветвями образуют внизу прорыв, сквозь который видна гладь озера с отраженным в ней невидимым Великим Китежем. В это время в оркестре – мощный, в полную силу ликующий звон китежских колоколов.»*

Музыка оперы «Сказание о Китеже» – одна из самых «пейзажных» среди опер Римского-Корсакова. Образы природы здесь тесно сливаются с внутренним миром человека и имеют взаимное влияние друг на друга. Именно эту тесную связь смог выразить в декорационном решении Аполлинарий Васнецов.

В Мариинском театре премьера оперы состоялась 7 февраля 1907 года, а через год, 15 февраля 1908 года, успех повторили в Большом театре. В Москве постановка «Сказания» в декорациях Васнецова и Коровина шла довольно долго и несколько раз возобновлялась. Знаменитые декорации зрители всегда встречали аплодисментами.

Васнецов продолжил и углубил достижения мастеров театрально-декорационного искусства по созданию реалистических декораций к постановкам опер русских композиторов на исторические темы. Его творения вошли в золотой фонд театрально-декорационного искусства конца XIX — начала XX века.