Премьера спектакля
«Кавказская племянница»

29 августа
1970 г.
#Театр_Музыкальной_комедии
29 августа 1970 года в Ленинградском государственном театре музыкальной комедии состоялась премьера оперетты Рауфа Гаджиева «Кавказская племянница» (оригинальное название «Не прячь улыбку»).

Афиша спектакля. Художник А. Меркманис.

Из фондов ГМИ СПб.

Над либретто работали В. Есьман и К. Крикорян. Режиссером выступил А. Закс.


Оперетта «Кавказская племянница» — это легкая, шутливая музыкальная комедия. Она основана на комических недоразумениях и невольных, наивных заблуждениях действующих лиц. Добродушная ирония здесь сочетается с незатейливой и светлой лирикой.


Сама пьеса В. Есьмана и К. Крикоряна по жанру напоминает водевиль. Поверхностность недоразумений, на которых строится сюжет, дополняла более сложная музыкальная составляющая. Музыка Рауфа Гаджиева «свежая и упругая по мелодике, приподнято-эмоциональная по настрою»* . Основные музыкальные формы — куплетная песня и танец.


Мотивы и ритмы азербайджанского фольклора гармонично сочетались с эстрадно-джазовыми современными оркестровыми приемами. Это придавало музыке свежести, оригинальности и пленяло зрителя своим обаянием.

По замыслу режиссера оркестр, как полноценное действующее лицо, сидел прямо на сцене в азербайджанских костюмах. Дирижер Михаил Петрович Воловац выходил из кулисы не во фраке, а в обычном костюме. Оркестр в этой оперетте был органическим выражением идейно-художественного содержания и настроения актеров, их эмоционального накала .


Перенос оркестра на сцену «прижал» актеров к рампе. Их передвижения были ограничены пространством авансцены, однако такое положение выгодно приблизило действие к зрительному залу .

Премьера «Кавказской племянницы» стала успешным дебютом для молодых многообещающих актеров, исполнителей главных ролей —Е. Баумель и Ю. Скороходовой .


Зрелище шло «в хорошем темпе, достигая поистине кавказской удали и веселого размаха в ансамблевых сценах»*.


«Кавказская племянница» стала одним из этапов в процессе достижения главной цели Театра Музкомедии во второй половине ХХ века — создании и развитии полноценной, художественно значительной национальной оперетты. Артисты и режиссеры оперетты того времени ставили перед собой задачу «окончательно изжить представление о "неполноценности" своего жанра»* .


Программка спектакля. Из фондов СПбГМТМИ.

Ленинградский государственный театр музыкальной комедии : сборник статей. Ленинград, 1972. С. 110.
Ленинградский государственный театр музыкальной комедии : сборник статей. Ленинград, 1972. С. 111.
Ленинградский государственный театр музыкальной комедии : сборник статей. Ленинград, 1972. С. 115.