Шарлемань расписывал католические костелы в Санкт-Петербурге, занимался интерьерами частных домов, создавал литографии на исторические и актуальные темы, а также иллюстрации к литературным произведениям для популярного издания «Русский художественный листок», «исполнял» акварелью военные сцены, торжества, маневры и прочее для альбомов императора Александра II, в 1887 г. участвовал в создании новых образцов бумажных денег в «русском стиле».*
Адольф Иосифович Шарлемань. Гравер Ю. Барановский.
Из фондов Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Эскиз праздничной формы одежды для учащихся Императорского Санкт-Петербургского театрального училища. 1882 г. Художник А. И. Шарлемань. Из фондов СПбГМТМИ.
Еще в Академии его преподаватель Ф. А. Бруни говорил о том, что Шарлемань «проявляет гораздо большую склонность к изображению лошадей и форм, чем величавых сюжетов античности»*. Все эти качества, в сочетании с виртуозным рисунком, привели художника к разработке форменных костюма: в 1850-е годы Шарлемань принимал участие в реформе придворных мундиров, позже создал эскизы костюмов для придворных арапов — «арабов Высочайшего двора», форму для служащих Императорских театров.
Значительную часть жизни Шарлемань еще и работал для театра.
Художник работал также над оформлением оперных и драматических постановок Императорских театров.
В это время театром – как балетным, так и, прежде всего, оперным и драматическим, были востребованы не столько опытные театральные декораторы, сколько специалисты по истории костюма и быта, археологи.
Именно в этом направлении будет двигаться в театрально-декорационном искусстве и Адольф Шарлемань. Хотя требования к балетному костюму в силу специфики танца куда строже, чем к драматическому и даже оперному и, казалось бы, «натурализм» здесь вовсе не при чем. Шарлемань же, в русле современной тенденции, стремится придать достоверность костюмам персонажей балета, вводя элементы, характерные для национального костюма, исторически достоверные детали. Эти детали сочетаются с типичным балетным костюмом эпохи: пышная юбка, корсаж и т.д.
Широкая деятельность Шарлеманя затронула и драматический театр, где, вероятно, наибольшая заслуга художника – знаменитая зарисовка сцены 4 действия первой постановки «Грозы» А. Н. Островского в Александринском театре в 1859 г. Этот спектакль зрительно можно пытаться себе представить только по нескольким достаточно статичным фотографиям, сделанным в соответствии с возможностями середины века, и где присутствуют не более двух персонажей.
Эскиз мундиров для служащих Императорских театров. Художник А. И. Шарлемань. 1881 г. Из фондов СПбГТБ.