Адольф Иосифович
Шарлемань

20 декабря
1826 г.
20 декабря 1826 г. родился живописец и график французского происхождения, мастер исторических картин, театральный художник и декоратор Адольф Иосифович Шарлемань.
Он происходил из семьи художников, его дед скульптор-декоратор Жан-Батист Боде-Шарлемань прибыл в Петербург в конце XVIII века по приглашению Екатерины II, отец, дядя и старший брат Адольфа были архитекторами.

Адольф Шарлемань учился в Академии художеств, где сперва занимался исторической живописью, а потом – батальной. Был послан Академией в пенсионерские* поездки в Германию и Францию. Известность как художник он получил после создания в 1867 г. картины «Екатерина II в мастерской Фальконе», которую пожелала приобрести императрица Мария Александровна.

Шарлемань расписывал католические костелы в Санкт-Петербурге, занимался интерьерами частных домов, создавал литографии на исторические и актуальные темы, а также иллюстрации к литературным произведениям для популярного издания «Русский художественный листок», «исполнял» акварелью военные сцены, торжества, маневры и прочее для альбомов императора Александра II, в 1887 г. участвовал в создании новых образцов бумажных денег в «русском стиле».*


Адольф Иосифович Шарлемань. Гравер Ю. Барановский.

Из фондов Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

В 1862 году наряду с другими художниками Шарлемань получил заказ на создание нового дизайна для игральных карт для массового полиграфического производства. Именно одну из колод Шарлеманя, созданную по мотивам эпохи Возрождения, посчитали самой удачной и подходящей. Эти карты – наиболее распространенная и в наши дни «Атласная» колода. И сегодня, коротая вечер за игрой в «дурачка», мы встречаемся с валетами, дамами, королями, виньетками придворного художника и академика Адольфа Шарлеманя.
Игральная карта, атласная, 1-й сорт. Карточная фабрика при Императорском воспитательном доме (Санкт-Петербург). 1880–1900-е гг. Художник А. И. Шарлемань.
Игральная карта, атласная, 1-й сорт. Карточная фабрика при Императорском воспитательном доме (Санкт-Петербург). 1880–1900-е гг. Художник А. И. Шарлемань.
Игральная карта, атласная, 1-й сорт. Карточная фабрика при Императорском воспитательном доме (Санкт-Петербург). 1880–1900-е гг. Художник А. И. Шарлемань.
Игральная карта, атласная, 1-й сорт. Карточная фабрика при Императорском воспитательном доме (Санкт-Петербург). 1880–1900-е гг. Художник А. И. Шарлемань.
Шарлемань энергично жил, воодушевленно работал, много успел, его работы легко узнавались. Художник работал в очень разных жанрах, но, всегда в соответствии со своими интересами, которые можно определить как историческая и этнографическая точность, детальная проработка фигур, легкость, выразительная отточенность образов, игровое начало.
Форма лакеев Высочайшего двора. 1855 г. Художник А. И. Шарлемань. Из фондов СПбГМТМИ.

Эскиз праздничной формы одежды для учащихся Императорского Санкт-Петербургского театрального училища. 1882 г. Художник А. И. Шарлемань. Из фондов СПбГМТМИ.

Еще в Академии его преподаватель Ф. А. Бруни говорил о том, что Шарлемань «проявляет гораздо большую склонность к изображению лошадей и форм, чем величавых сюжетов античности»*. Все эти качества, в сочетании с виртуозным рисунком, привели художника к разработке форменных костюма: в 1850-е годы Шарлемань принимал участие в реформе придворных мундиров, позже создал эскизы костюмов для придворных арапов — «арабов Высочайшего двора», форму для служащих Императорских театров.


В 1873 г. Шарлемань получил титул художника Его Императорского Величества, и уже в качестве придворного художника создавал портреты членов императорской семьи, меню императорских обедов, рисунки для ширм и вееров, программы концертов и «живых картин», а также оформлял многочисленные балы.

Вместе с К. Е. Маковским и князем Г. Г. Гагариным, создавал эскизы костюмов для знаменитого «Исторического бала» 1883 г., устроенного во дворце великого князя Владимира Александровича, на котором все присутствующие были облачены в костюмы времен царя Алексея Михайловича, в том числе и прислуга.

Значительную часть жизни Шарлемань еще и работал для театра.

Программа выступления хоров Кавалергардского полка и Лейб-гвардии Конного полка на церемонии освещения памятника императрице Екатерине II. 1873 г. Художник А. И. Шарлемань. Из фондов СПбГМТМИ.
Программа любительских спектаклей 29 января 1871 г. Художник А. И. Шарлемань. Из фондов СПбГМТМИ.
Программа любительских спектаклей 5 апреля 1871 г. Художник А. И. Шарлемань. Из фондов СПбГМТМИ.
Программа выступления хоров Кавалергардского полка и Лейб-гвардии Конного полка 20 апреля 1875 г. Художник А. И. Шарлемань. Из фондов СПбГМТМИ.
На Императорской балетной сцене Шарлемань создавал костюмы для балетов Л. Ф. Минкуса «Жертвы Амуру, или Радость любви» и «Золотая рыбка», Ц. Пуни «Ливанская красавица, или Горный дух» и «Флорида» и других.
Эскиз костюма Венеры к балету «Жертвы Амуру, или Радости любв» Мариинского театра. 1886 г. Художник А. И. Шарлемань. Из фондов СПбГТБ.
Эскиз костюма Золотой рыбки к балету «Золотая рыбка» Мариинского театра. 1866 г. Художник А. И. Шарлемань. Из фондов СПбГТБ.
Эскиз Неополитанского костюма к балету «Флорида» Большого (Каменного) театра. 1866 г. Художник А. И. Шарлемань. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз костюма Maronite к балету «Ливанская красавица, или Горный дух» Мариинского театра. 1863 г. Художник А. И. Шарлемань. Из фондов СПбГМТМИ.

Художник работал также над оформлением оперных и драматических постановок Императорских театров.

Эскиз костюма Тени к опере «Орфей и Эвридика» Итальянской оперы Михайловского театра. 1867 г. Художник А. И. Шарлемань. Из фондов СПбГТБ.
Эскиз костюма Ивана Сусанина к опере «Жизнь за царя». Неосуществленная постановка. 1867 г. Художник А. И. Шарлемань. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз костюма Бирона к спектаклю «Ледяной дом» Александринского театра. 1867 г. Художник А. И. Шарлемань. Из фондов СПбГТБ.
Эскиз костюма Депутата от Фландрии к опере «Дон Карлос» Итальянской оперы Михайловского театра. 1868 г. Художник А. И. Шарлемань. Из фондов СПбГТБ.

В это время театром – как балетным, так и, прежде всего, оперным и драматическим, были востребованы не столько опытные театральные декораторы, сколько специалисты по истории костюма и быта, археологи.


Именно в этом направлении будет двигаться в театрально-декорационном искусстве и Адольф Шарлемань. Хотя требования к балетному костюму в силу специфики танца куда строже, чем к драматическому и даже оперному и, казалось бы, «натурализм» здесь вовсе не при чем. Шарлемань же, в русле современной тенденции, стремится придать достоверность костюмам персонажей балета, вводя элементы, характерные для национального костюма, исторически достоверные детали. Эти детали сочетаются с типичным балетным костюмом эпохи: пышная юбка, корсаж и т.д.


Широкая деятельность Шарлеманя затронула и драматический театр, где, вероятно, наибольшая заслуга художника – знаменитая зарисовка сцены 4 действия первой постановки «Грозы» А. Н. Островского в Александринском театре в 1859 г. Этот спектакль зрительно можно пытаться себе представить только по нескольким достаточно статичным фотографиям, сделанным в соответствии с возможностями середины века, и где присутствуют не более двух персонажей.


Эскиз мундиров для служащих Императорских театров. Художник А. И. Шарлемань. 1881 г. Из фондов СПбГТБ.

В зарисовке Шарлеманя зафиксированы декорации (возможно, вполне условно), костюмы (весьма детально), а также, что самое главное, мизансцена и характерная, выразительная пластика персонажей. Любопытно, что изображение характерного для персонажа движения совершенно не свойственно балетным эскизам Шарлеманя. На рисунке сцена выглядит живой, и в целом зарисовка производит впечатление неожиданно эмоционального высказывания художника о спектакле, притягательного и увлекательного.
Зарисовка сцены из спектакля «Гроза» Александринского театра. 1859 г. Художник А. И. Шарлемань. Из фондов СПбГМТМИ.
Разносторонний художник Адольф Иосифович Шарлемань, для которого театр не был главным делом жизни, оставил значительный след и в истории этого искусства.
См. : Филиппова А. А. Творчество художника А.И. Шарлеманя // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14. № 2. С. 208–210.
Филиппова А. А. Творчество художника А.И. Шарлеманя // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14. № 2. С. 208–209.
Пенсионер, с XVIII по начало XX века в Российской империи — выпускник Императорской академии художеств, получивший денежное пособие (пенсион) для дополнительного совершенствования мастерства, аналог современного гранта.