1912 — Открытие кабаре-клуба «Бродячая собака»
1895 — Премьера спектакля «Золото» Александринского театра
1890 — Премьера балета «Спящая красавица» Мариинского театра
1904 — Родился Сергей Александрович Морщихин
1897 — Выход первого номера журнала «Театр и Искусство»
1789 — Родилась Мария Ивановна Вальберхова
1898 — Премьера балета «Раймонда» Мариинского театра
1910 — Родилась Галина Сергеевна Уланова
1916 — Премьера спектакля «Гроза» Александринского театра
1868 — Премьера спектакля «Василиса Мелентьева» Александринского театра
1940 – Премьера балета «Ромео и Джульетта» Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова
1941 – Премьера спектакля «Горе от ума» Ленинградского театра драмы им. А. С. Пушкина1931 — Премьера спектакля «Пипы суринамские» Большого Драматического театра
1909 — Родился Симон Багратович Вирсаладзе
1820 — Премьера спектакля «Гулянье на Крестовском острове, или Сюрпризы» на сцене Большого (Каменного) театра
1622 – Родился Ж.-Б. Мольер
1786 – Открытие Эрмитажного театра
1839 – Указ об артистах Императорских театров
1820 — Премьера спектакля «Какаду, или Следствие урокам кокеткам» на сцене Большого (Каменного) театра
1894 — Премьера оперы «Фальстаф» Мариинского театра
1904 – Родился Борис Андреевич Бабочкин
1909 – Премьера комической оперы «Вампука, невеста африканская» Театра «Кривое зеркало»
1849 — Родился Владимир Николаевич Давыдов
1781 – Премьера спектакля «Лихоимец» Вольного Российского театра
1899 – Премьера спектакля «Смерть Иоанна Грозного» Театра Литературно-художественного общества
1900 – Премьера спектакля «Отцы и Дети» Театра Литературно-художественного общества
1922 — Родился Анатолий Яковлевич Альтшуллер
1863 — Премьера спектакля «Грех да беда на кого не живет» Александринского театра
1905 — Премьера спектакля «Бесприданница» Драматического театра В. Ф. Комиссаржевской
1813 — Родился Василий Васильевич Самойлов
1923 — Премьера спектакля «Антоний и Клеопатра» Петроградского драматического театра
1859 — Пожар каменного Театра-цирка на Театральной площади
1832 – Премьера спектакля «Моцарт и Сальери» на сцене Большого (Каменного) театра
1942 – Премьера третьей редакции спектакля «Маскарад» Ленинградского театра драмы им. А. С. Пушкина
1773 — Премьера спектакля «О, время!» на сцене Малого театра Зимнего дворца
1928 — Премьера спектакля «Доходное место» Ленинградского театра драмы
1936 — Премьера балета «Катерина» Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова
1889 — Премьера спектакля «Иванов» Александринского театра
В новогоднюю ночь с 31 декабря 1911 года на 1 января 1912 года было открыто кабаре или подвал «Бродячая собака» Художественного общества интимного театра. Он располагался в центральной части города, на углу Итальянской улицы и площади Искусств (раньше – Михайловской площади). Согласно дореволюционному делению города — в Третьей Адмиралтейской части Санкт-Петербурга.
В. А. Шписом фон Эшенбруком:
Карикатура М. Л. Шафрана. Чествование К. Д. Бальмонта в «Бродячей собаке». Слева направо: Е. В. Аничков, П. П. Потемкин, Н. И. Кульбин, К. Д. Бальмонт, С. М. Городецкий, С. Ю. Судейкин, Ф. К. Сологуб.
В сочиненном А. Толстым уставе клуба первый и главный пункт декларировал полное бескорыстие «собачьей» жизни: все члены общества работают бесплатно на благо общества.
По воспоминаниям Н. Петрова, странное название для кабаре родилось совершенно случайно, когда Толстой сравнил компанию, скитающуюся в поисках подвала, чтобы встретить
в нем новый 1912 год, с бродячими собаками, ищущими приюта. Хотя образ «бродячей собаки», в те годы был необычайно распространенным.
Много позже Пронин писал: «У меня возникла мысль, что надо создать романтический кабачок, куда бы мы все „бродячие собаки“, могли приткнуться, дешево покормиться и быть у себя — бродячие, бесприютные собаки»*.
Кабаре было своеобразным Ноевым ковчегом начала ХХ века: в нем собирались футуристы, акмеисты, символисты, художники из «Мира искусства», кубисты, импрессионисты и многие, многие другие…
Меню кабаре «Бродячая собака». 1912 г. Из фондов СПбГМТМИ.
Сцена в артистическом ресторане «Бродячая собака». Художник В. В. Дмитриев. 1915 г. Из фондов СПбГМТМИ.
в зал стояла конторка с большой книгой, в которой посетители оставляли свои автографы, стихотворные экспромты, зарисовки.
Благодаря царящему здесь чувству свободы раскрылся талант многих посетителей знаменитого клуба. Здесь впервые зазвучал в полную силу голос Мандельштама и голос Ахматовой. Здесь были впервые прочитаны и написаны многие замечательные строки М. Кузмина и Н. Гумилева, В. Хлебникова и И. Северянина.
Программа вечера. 1913 г. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз оформления кабаре «Бродячая собака». Художник С. Ю. Судейкин.
Обложка издания, приуроченного к тематическому вечеру в честь балерины Т. П. Карсавиной. Художник С. Ю. Судейкин. 1914 г.
Программа спектаклей. Из фондов СПбГМТМИ.
Вл. И. Немирович-Данченко
Е. Н. Жулева в роли Варвары Гермогеновны Шелковниковой. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Е. Н. Жулёва в роли Варвары Гермогеновны Шелковкиной, В. В. Стрельская в роли Анны Ефимовны
Сцена из 2-го действия спектакля
Карлотта Брианцы в партии Авроры
С. А. Морщихин. 1930-е гг.
С. А. Морщихин. 1940-е гг. Из фондов СПбГМТМИ.
Из фондов СПбГТБ
Карикатура «Театральные критики в партере»: А. Волынский, Ю. Беляев, А. Кугель, В. Азов, А. Измайлов, Н. Шебуев. Художник Н. В. Ремизов. Из фондов СПбГМТМИ.
М. И. Вальберхова (Валберхова). Художник В. В. Баранов.
Прошение М. И. Вальберховой в Дирекцию Императорских Театров о выдаче свидетельства ее малолетнему брату Павлу. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
П. Леньяни в партии Раймонды в 1 и 2 актах. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз костюма Раймонды для 1 и 2 акта. Художник И. А. Всеволожский. Из фондов СПбГТБ.
«Терраса замка графини де Дорис». Рисунок декорации балета «Раймонда» для Ежегодника Императорских театров. Художник П. Б. Ламбин. Из фондов СПбГМТМИ.
Г. С. Уланова
Г. С. Уланова у себя дома. 1960-е гг. Из фондов ГЦММК.
Программка спектакля. Из фондов СПбГМТМИ.
1916. № 2–3. С. 107–116.
Линский М. О «Грозе», Мейерхольде и пр. // Петроградская газета. 1916. 11 янв. С. 5.
См.: Homo novus [Кугель А. Р.] Заметки // Театр и искусство. 1916. № 3 (17 янв.). С. 60–63.
С. Вл. [Соловьев В.] Петроградские театры // Аполлон. 1916. № 1. С. 41–42.
Вс. Э. Мейерхольд и А. Я. Головин
Головин А. Я. Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине. Ленинград–Москва, 1960. С. 129.
Шарж: Е. Рощина-Инсарова в роли Катерины.
Боцяновский Вл. У рампы // Биржевые ведомости. 1916. 10 янв.
Homo novus [Кугель А. Р.] Заметки // Театр и искусство. 1916. № 3 (17 янв.). С. 62.
М. Л. [Линский М.] Маленький фельетон. «Современная баллада» // Театр и искусство. 1916. № 3 (17 янв.). С. 63–64.
Цит по.: Русский театр 1824–1941: Иллюстрированная хроника российской театральной жизни. Москва, 2004. С. 173.
Титульный лист цензурного экземпляра пьесы. Из фондов СПбГТБ.
Василиса Мелентьева и Иван Грозный. Художник Н. В. Неврев. 1880-е гг. Из фондов Музея-заповедника «Абрамцево».
Цензурную историю пьесы см. подробнее: Дризен, Н. В. Драматическая цензура двух эпох, 1825–1881. Часть 2 : Эпоха императора Александра II, 1855–1881. Санкт-Петербург, 2019.
Сычевский С. И. «Василиса Мелентьева» // Критические комментарии к сочинениям А. Н. Островского: хронологический сборник критико-библиографических статей. Ч. 3.: Критика шестидесятых годов; Критика семидесятых годов. 1903. C. 14.
Е. В. Владимирова в роли Василисы Мелентьевой. Из фондов СПбГМТМИ.
Р. [Родиславский В. И.] Новая русская драма и старая русская сцена // Вестник Европы. 1868. № 2. С. 810.
В. В. Самойлов в роли Ивана Грозного. Автозарисовка. Из фондов ЩКП.
Плещеев А. А. «Василиса Мелентьева» // Критические комментарии к сочинениям А. Н. Островского: хронологический сборник критико-библиографических статей. Ч. 3.: Критика шестидесятых годов; Критика семидесятых годов. 1903. C. 74.
Г. П. Уланова — Джульетта, К. М. Сергеев — Ромео. 1940 г. Из фондов архива Мариинского театра:
Театральный календарь. 1965. Ленинград; Москва, 1964. С. 12.
Соллертинский И. «Ромео и Джульетта» // Ленинградская правда. 1940. 12 янв.
Энтелис Л. Поэтический спектакль // Смена. 1940. 16 янв.
Г. П. Уланова в роли Джульетты. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Р. И. Гербек в роли Тибальда. 1940 г. Из архива Мариинского театра.
Друскин М. Балет «Ромео и Джульетта» // Советская музыка. 1940. №3. С. 12.
Королёк Б. Прокофьев в Мариинском: Ромео и Джульетта. 1940: [Электронный ресурс] // https://www.mariinsky.ru/about/exhibitions/prokofiev125/romeo_1940/ (Дата обращения 11.01.2023)
Премьерная афиша спектакля. Из фондов Александринского театра.
Малюгин Л. А. «Горе от ума» в Ленинградском театре имени Пушкина // Известия. 1941. 17 янв.
Программка январских спектаклей, сыгранных на сцене Московско-нарвского дома культуры. Из фондов СПбГТБ.
Морщихин С. А. «Пипы суринамские». Беседа с режиссером Морщихиным // Рабочий и театр. 1931. № 1. С. 22.
Зарисовка к спектаклю. Художник А. Бесперстов.
Любомудров М. Н. Режиссерские искания Большого драматического театра во второй половине 1920-х годов (1926-1932) // Театр и драматургия: сборник. Вып. 5. Ленинград, 1976. С. 142.
Голубов В. «Пипы суринамские» в Большом драматическом театре // Рабочий и театр. 1931. № 4. С. 12.
С. Б. Вирсаладзе
Ю. Н. Григорович и С. Б. Вирсаладзе
Цит. по: Театральный календарь. 1984. Ленинград, 1983. С. 11.
Эскиз декорации к балету С. С. Прокофьева«Каменный цветок» Театра оперы и балета им. С. М. Кирова. 1957 г. Из фондов СПбГМТМИ.
А. Е. Осипенко в роли Мехнеме-Бану в балете «Легенда о любви» Театра оперы и балета им. С. М. Кирова. 1961 г. Художник рисунка Л. А. Острова. Из фондов ГМИ.
Гулянье на Крестовском острове. Художник А. П. Брюллов. 1822 г.
Катальные горы на Крестовском острове
Место на реке или водоёме, на котором производится лов рыбы неводом.
«На тонях». Неизвестный художник.
Вигель Ф. Ф. Записки Филиппа Филипповича Вигеля. Часть 6. Москва, 1892. С. 24.
Портрет Ж.-Б. Мольера. Художник П. Миньяр.
Эскиз грима Дон Жуана для Ю.М.Юрьева к спектаклю «Дон Жуан» Александринского театра. 1910 г. Художник А.Я.Головин. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз костюма Дон Жуана к спектаклю «Дон Жуан» Александринского театра. 1910 г. Художник А. Я. Головин. Из фондов СПбГМТМИ.
Эрмитажный театр: главный фасад. Архитектор Дж. Кваренги. 1787 г.
Эрмитажный театр. Художник В. И. Семенов. 1989 г.
Эрмитажный театр. Открытка 1970-х гг.
Камер-фурьерский журнал за 1786 год. Санкт-Петербург, 1886. С. 83.
Высочайше утвержденный 25 февраля 1895 г. рисунок знака для солистов и артистов императорских театров, прослуживших не менее 25 лет. Из фондов РГИА.
Вальберхова (Валберхова) Мария Ивановна,
актриса (1789–1867)