Санкт-Петербургская государственная
Театральная библиотека

Матильда из рода Кшесинских

к 150-летию со дня рождения
Е. Пономарев «Баядерка»
3 декабря 1900

Первое выступление М. Кшесинской в партии Никии в возобновленном балете в четырех актах и шести картинах с апофеозом Л. Минкуса «Баядерка» в постановке М. Петипа. Новые костюмы Е. Пономарева. Мариинский театр.

«„Баядерка“ поставлена была заново, с новыми декорациями и костюмами, производящими, однако, в некоторых сочетаниях слишком яркое, режущее глаз впечатление. Балет оказался чересчур длинным и даже скучноватым, вследствие удивительно устаревшей музыки, которая не в состоянии удовлетворить нынешнего слушателя. Главную роль в балете исполнила г-жа Кшесинская 2-я, танцевавшая с обыкновенным блеском и силой. Она имела успех, и все ее вариации вызывали одобрение публики».
Светлов В. Терпсихора. Статьи, очерки и заметки. СПб., 1906. С. 231.


Из воспоминаний М. Кшесинской: «Балет „Баядерка“ я любила, в нем не только были интересные танцы, но и много мимических сцен, что давало мне возможность не только блистать танцами, но и мимикой».
Кшесинская М. Воспоминания. М., 1992. С. 79.
Е. Пономарев «Дочь Фараона»
21 октября 1898

Первое выступление М. Кшесинской в партии Мумии и Аспиччии в возобновленном балете в трех действиях, семи картинах, с прологом и эпилогом Ц. Пуни «Дочь фараона» в постановке М. Петипа.
Костюмы Е. Пономарева. Мариинский театр.

«В этот спектакль театр переполнила многочисленная, избранная публика;
современные балетоманы, уцелевшие поклонники Терпсихоры
далекого прошлого, отставные танцовщики и танцовщицы и др. с
нетерпением ждали поднятия занавеса. <…> Безукоризненное за
немногими исключениями исполнение этой трудной и ответственной роли (Аспиччии) г-жою Кшесинскою примирило ценителей и судей.
Мимические рассказы исключительно драматического содержания
очень трогательны в передаче г-жи Кшесинской 2-й, которая не
переигрывает, не подчеркивает их, обнаруживая, так сказать, истинную меру
во всем. У г-жи Кшесинской много нежной, выражаясь словами
известного писателя, простодушной грации. Она ведет сцены с увлечением,
как, например, в рыбачьей хижине, которая почему-то превосходила
по величине пирамиду, рельефно передает рассказ о преследовании,
так что получается весьма правильное впечатление".
А. К. и В. О. Матильда Феликсовна Кшесинская. Критико-биографический очерк. СПб., 1900. С. 13.
Е. Пономарев «Пробуждение Флоры»
28 июля 1894

Парадный спектакль по случаю бракосочетания великого князя Александра Михайловича с великой княжной Ксенией Александровной. В сборной программе: первое представление анакреонтического балета в одном действии Р. Дриго «Пробуждение Флоры» в постановке М. Петипа и Л. Иванова. Костюмы Е. Пономарева. М. Кшесинская — Флора. Петергоф.

«Постановка „Пробуждения Флоры“, начиная с декораций, костюмов, световых эффектов, mise en scène и кончая идеальными классическими группами и чудными ансамблями, созданными талантом г. Петипа, были бесподобные».
Плещеев А. Наш балет. СПб., 1899. С. 387.

«Первым артистам балетной труппы, участвовавшим в спектакле gala
в Петергофе, 28 июля, пожалованы ценные подарки из кабинета Его
Величества: г-жа Кшесинская 2-я получила браслет с бриллиантами
и рубинами, г-жа Иогансон — бриллиантовую звезду, г-жа Куличев-
ская — брошь из бриллиантов с рубинами, г. Гердт — булавку с брилли-
антами, гл. режиссер г. Лангаммер — золотые часы с государственным
гербом.
Г-жа М. Ф. Кшесинская 2-я, танцевавшая весь красносельский
театральный сезон и в спектакле gala, получила заграничный отпуск на месяц. М. Ф. уехала на этих днях на морские купанья в Биарриц".
[О награждении артистов, участвующих в парадном спектакле] // Петербургская газета. 1894. 30 августа. (Театральное эхо).