Премьера спектакля «барышня-крестьянка»
5 мая
1839 г.
5 мая 1839 года на сцене Александринского театра состоялась премьера водевиля «Барышня-крестьянка» по тексту одноименной повести Александра Сергеевича Пушкина. Спектакль прошел в бенефис любимицы публики актрисы Надежды Васильевны Репиной.

Из фондов СПбГТБ.

Сюжет повести Пушкина уже по способу развития интриги весьма подходил к водевилю с переодеванием — жанру ставшему одним из популярнейших на сцене середины XIX века: «героиня переодевается, чтобы обольстить героя, ее хотят выдать за другого, а этот другой неожиданно оказывается ее возлюбленным.»*

Популярный водевильный автор Николай Арсеньевич Коровкин перевел пушкинский текст в диалоги и добавил традиционные водевильные куплеты на музыку Ивана Алексеевича Рупина. Сюжет соответствовал исходному тексту, но был несколько сжат для поддержания интенсивного ритма, так как жанр водевиля требовал более резкой смены сцен и эпизодов.

Пушкинская проза оказалась театральна в своей основе и удачно превратилась в комедийный сценический текст. «Водевильчик прошел весьма живо»* , пьеса имела успех, так как «музыкально-сценический облик спектакля вполне соответствовал традициям водевильного жанра тех лет»* .


Роль помещика Муромского «мастерски сыграл»* Иван Иванович Сосницкий. Лизу представила бенефициантка Надежда Васильевна Самойлова 1-ая, а роль влюбленного Алексея Берестова исполнил ее брат Василий Васильевич Самойлов.
Вольф А. И. Хроника петербургских театров. Ч. 1. Санкт-Петербург, 1877. С. 76.
Щербакова М. Н. Пушкин и современники. Санкт-Петербург, 1999. С. 142.
Денисенко С. В. Пушкинские тексты на театральной сцене в XIX веке. Санкт-Петербург, 2010. С. 172.
И все же были и негативные отзывы, связанные прежде всего со сравнением непосредственного текста водевиля и текста повести Пушкина. Критики настойчиво противопоставляли театральное и литературное произведения и считали, что Коровкин нарочито стремился предать пушкинскому слогу водевильную легкость, что неизбежно вело к упрощению характеров.

Успех водевиля был во многом закономерен. Этому способствовал высокий уровень пушкинской прозы. «"Барышня-крестьянка" взяла от комедии не только ее поэтику (костюм, жест, пластичность, языковую "маску", остроумие и праздничность), но и своеобразный психологический рисунок. Пушкин по-своему обогатил его, придал ему новые очертания, но общие контуры сохранил. <…> Бытовая проза Пушкина впитала законы сцены, и в первую очередь, комедийной сцены. Эта скрытая стихия сценичности и комедийности проникла в самую ткань его произведений»* .

Водевиль оставался в репертуаре Александринского театра до 1842 года и даже с успехом игрался на московской сцене. «Барышня-крестьянка» Коровкина продолжила череду успешных постановок оригинальных водевилей и комических опер на сюжет знаменитого пушкинского текста.

В. В. Самойлов в роли Алексея. Копия автозарисовки Т. Э. Визель. Из фондов СПбГМТМИ.

Вольперт Л. И. Пушкин и французская комедия XVIII в. // Пушкин: Исследования и материалы. Т. 9. Ленинград, 1979 С. 187.
Коровкин Н. А. Барышня крестьянка: водевиль в 2 действиях; содержание заимствовано из повести А. С. Пушкина // Репертуар русского театра. 1839. Т. 1. Кн. 6. С. 1–14.

елена михайловна люком
5 мая
1891 г.
5 мая 1891 года родилась выдающаяся балерина и педагог Елена Михайловна Люком.
Елена Михайловна окончила Петербургское балетное училище, где занималась в 1900–1909 годах у таких мастеров как В. Ф. Гиллерт, А. И. Чекрыгин и М. М. Фокин.


В 1909 году она была принята в балетную труппу прославленного Мариинского театра,
где танцевала до 1941 года.


Творческий путь Елена Михайловна начала артисткой кордебалета, затем ей стали поручать партии лирико-комедийного плана. В первое десятилетие творческой деятельности за ней утвердилась репутация «инженю-комик».

В 1910 году балерина принимала участие в «Русских сезонах» за рубежом. В 1916 году Люком с большим успехом дебютирует в балете «Арлекинада», тем самым выдвигаясь из кордебалета в ряды первых танцовщиц.
Е.М.Люком — Белая кошечка в балете «Спящая красавица». Мариинский театр. 1916 г. Из фондов СПбГМТМИ.
Е.М.Люком исполняет матросский танец. Мариинский театр. 1913 г. Из фондов ГЦТМ им. А.А. Бахрушина.
Е.М.Люком — Сильфида в балете «Шопениана». Мариинский театр. 1916 г. Из фондов ГЦТМ им. А.А. Бахрушина.
Е.М.Люком, В.И.Пономарев и [Л.С.Леонтьев] в балете «Капризы бабочки». Мариинский театр. 1916 г. Из фондов ГЦТМ им. А.А. Бахрушина.

Е.М.Люком — Лиза в балете «Тщетная предосторожность». Мариинский театр. 1911 г. Из фондов ГЦТМ им. А.А. Бахрушина.

Среди образов, созданных Люком, особенно выделяется партия Лизы в балете «Тщетная предосторожность».

Из воспоминаний Е. Люком: «Центральная роль Лизы в балете "Тщетная предосторожность" требует от исполнительницы, кроме чисто танцевального умения (впрочем, в техническом отношении партия эта не слишком сложна), совершенно особенных игровых качеств — вся она строится на непосредственности, веселости, молодом шаловливом задоре, одним словом, это роль для «инженю», выражаясь установившимся театральным термином».*
Люком Е. Моя работа в балете. Ленинград, 1940. C. 14.
Елена Люком стала первой балериной советского периода 1920–1940 гг., создавшей новый, реалистический, романтический образ Жизели. Образ, созданный Еленой Михайловной, отличался от образов её предшественниц А. Павловой и О. Спесивцевой.


«Взять эту роль — значит "дерзнуть", а за это дерзновение мы не можем упрекнуть Люком: она создала нежный, ажурный поэтический образ Жизели в духе французских пасторалей, и этот нежный акварельный рисунок роли выдержала до конца. <…> Танцы Е. М. Люком безукоризненны: легкие, воздушные элевации, четкие па, большое чувство ритма — вот ее главные достоинства».*


Е.М.Люком — Жизель в балете «Жизель». Театр оперы и балета им. С.М.Кирова. 1932 г. Из фондов СПбГМТМИ.

Яковлева М. «Жизель» // Жизнь искусства. 1921. 22 нояб. (№ 818). С. 1.
Одной из самых ярких удач балерины стала, исполненная ею первой в 1929 году, партия Тао Хоа в балете «Красный мак» балетмейстеров Ф. В. Лопухова, В. И. Пономарёва, Л. С. Леонтьева.
Павловский Г. «Красный мак» в Ак. Балете // Рабочий и театр. 1929. №5. С. 5.
Е.М.Люком — Тао Хоа в балете «Красный мак». Театр оперы и балета (ГАТОБ). 1929 г. Из фондов ГЦТМ им. А.А. Бахрушина.
Е.М.Люком — Тао Хоа в балете «Красный мак». Театр оперы и балета (ГАТОБ). 1929 г. Из фондов ГЦТМ им. А.А. Бахрушина.
Зарисовка О.А.Пчельниковой Е.М.Люком в партии Тао Хоа в балете «Красный мак». Театр оперы и балета (ГАТОБ). 1929 г. Из фондов СПбГМТМИ.
Е.М.Люком — Тао Хоа в балете «Красный мак». Театр оперы и балета (ГАТОБ). 1929 г. Из фондов ГЦММК.
«Превосходно ведет центральную роль — Е. М. Люком. В ее мимической игре много неподдельной искренности, настоящего артистизма. Отдельные драматические фрагменты, общий облик артистки, ее походка, движения, грим — надо признать несомненно удавшимися. Люком — артистка, могущая по-настоящему захватить зрителя, донести до него свое искрометное и волнующее мастерство. При этом Люком отошла от традиционной балетной мимики — она показывает большую пантомимическую драму, широко используя для этого свое незаурядное танцевальное и пластическое искусство».*

В репетиционном зале Е.М.Люком и О. Моисеева. 1950-е гг.

Оставив сцену в 1941 году, Елена Михайловна Люком посвятила себя педагогической деятельности. С началом войны вместе со студентами старших курсов и преподавательским составом училища была эвакуирована в Пермь. В 1953–1965 гг. она была педагогом-репетитором в Ленинградском государственном театре оперы и балета им. С. М. Кирова.