фЕДОР МИХАЙЛОВИЧ Достоевский
11 ноября
1821 г.
11 ноября 1821 года родился Федор Михайлович Достоевский. Один из любимейших авторов театра сам никогда для сцены не писал.
Однако его произведения и сегодня остаются востребованным материалом для постановок. А дискуссии о том, полноценно ли передают инсценировки романов Достоевского весь сложный объем его мысли, не прекращаются до сих пор.

В 1845 году выпускник Инженерного училища Достоевский закончил свой первый роман «Бедные люди», который в первый же день публикации в журнале «Современник» принес ему известность. Николай Алексеевич Некрасов даже назвал молодого писателя «новым Гоголем».

К 1860-м годам Достоевский — признанный литератор. Однако большая популярность всегда находилась в остром конфликте с цензурой. Драматические переделки его произведений начинали появляться практически сразу после публикации романов. Большинство инсценировок, поданных в драматическую цензуру, не было одобрено Цензурным комитетом. Сильнее всех пострадали романы «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и «Идиот». Интересно, что все три текста были почти одновременно разрешены к представлению осенью 1899 года.

Портрет Ф. М. Достоевского. Художник В. Г. Перов. 1872 г. Из фондов Государственной Третьяковской галереи.

«Преступление и наказание» дважды запретили к постановке с формулировкой: «Ввиду неудовлетворительного исхода пьесы, отсутствия в ней торжества жизненной правды и нравственных начал, цензор не находит удобным дозволить оную к представлению на сцене»*
Титульный лист цензурного экземпляра пьесы. Из фондов СПбГТБ.
Зарисовки сцен из спектакля «Преступление и наказание» Театра Литературно-Художественного общества (Малого театра). 1899 г. Рисунок С. С. Соломко.
Титульный лист цензурного экземпляра пьесы. Из фондов СПбГТБ.
Лишь в 1899 году драматической цензурой была разрешена переделка Я. А. Плющевского-Плющика, писавшего под псевдонимом Дельер, для Театра Литературно-художественного общества (Малого театра) в Санкт-Петербурге. Дельеру пришлось искусственно смягчить образ Раскольникова, исказив тем самым замысел автора.

Титульный лист цензурного экземпляра пьесы. Из фондов СПбГТБ.

Роман Достоевского «Братья Карамазовы» также многократно запрещался к постановке на сцене.

Впервые поданная в 1881 году инсценировка, сделанная Вильгельмом Вольфсоном (псевдоним В. Островин) долго обсуждалась, но не получила цензурного дозволения. «Чудовищное преступление отцеубийства, в котором принимают самое деятельное или бессознательное участие трое сыновей, по мнению цензора, не может быть производимо на сцене».*

Все дальнейшие инсценировки рассматривались в Цензурном комитете как произведения безнравственные, порочащие господствующие сословия России.

Первое разрешение к постановке в театр роман «Братья Карамазовы»», инсценированный Осипом Григорьевичем Этингером, писавшим под псевдонимом Сергей Сутугин, получил в 1899 г., правда с исключениями и с указанием «ставить в провинции с особым разрешением».
Сходная с «Преступлением и наказанием» и «Братьями Карамазовыми» судьба постигла и инсценировки романа Ф. М. Достоевского «Идиот».
Впервые поданная в 1887 году переделка И. М. Познера «Настасья Филипповна» произвела крайне тяжёлое впечатление на цензора И. Е. Альбединского, который не мог допустить на сцене «нравственное безобразие всех выставленных автором лиц»*.

Постоянным основанием для отказа последующих переделок стала крайняя реалистичность произведения, неудобная для сцены: «Пессимистический взгляд на жизнь и общество Достоевского проявляется ярче, усугубляется при придаче его творениям драматической формы и делает из них какой-то сплошной протест против существующего общества»*.

Лишь в октябре 1899 года драматургам и театральным критикам Виктору Александровичу Крылову и Осипу Григорьевичу Этингеру (Сергею Сутугину) удалось провести через цензуру свою инсценировку романа, которая 11 октября была поставлена в московском Малом театре. Меньше чем через месяц, состоялась премьера и в столичном императорском театре — Александринском.

В этом театре роман «Идиот» ставили трижды. Впервые — 4 ноября 1899 года в постановке режиссера Евтихия Карпова. 30 марта 1920 года представили возобновление спектакля к 40-летию сценической деятельности Петра Семеновича Панчина. 25 мая 1927 года по случаю 30-летия артистической деятельности Николая Николаевича Ходотова состоялось второе возобновление спектакля — с участием юбиляра в заглавной роли.

Титульный лист цензурного экземпляра пьесы. Из фондов СПбГТБ.

Сцена из 1 акта спектакля «Идиот» Александринского театра. 1899 г. Из фондов СПбГТБ.
Сцена из 4 акта спектакля «Идиот» Александринского театра. 1899 г. Из фондов СПбГТБ.
Произведения Достоевского привлекали многих русских актеров. В образе князя Мышкина выступали Николай Осипович Васильев и Роман Борисович Апполонский, Павел Иванович Лешков и Николай Николаевич Ходотов; Настасьи Филипповны — Мария Николаевна Ермолова и Мария Гавриловна Савина; Аглаи — Александра Александровна Яблочкина и Вера Федоровна Комиссаржевская; Рогожина блестяще воплотили Мамонт Викторович Дальский, Александр Семенович Любош и Яков Осипович Малютин.

Достоевский стал одним из самых репертуарных авторов русской сцены. Несмотря на сложную композицию, содержательное наполнение его произведений и даже цензурные запреты, театр упорно проявлял интерес к творчеству писателя.

«Я не знаю ни одного важнейшего вопроса из внутренне художественной работы театра, который бы не находил в Достоевском благодарного материала для размышления… Достоевский, как гениальный художник, дает актеру материал для реальных переживаний и непрерывно вдохновляет его фантазию идеями, парящими над жизнью», — оценивал значение Ф. М. Достоевского для русской сценической культуры Владимир Иванович Немирович-Данченко.*

Зарисовка Н. Н. Ходотова в роли князя Мышкина. Рисунок С. Миронова. Из фондов СПбМТИМИ.

Дризен Н. В. Драматическая цензура двух эпох. Часть 2. Санкт-Петербург, 2017. С. 272.
Немирович-Данченко Вл. И. Актеры и Достоевский // Рампа и жизнь. 1913. № 40. С. 7.
Цит. по: Степанова Г. В., Орнатская Т. И. Романы Достоевского и драматическая цензура (60-е годы XIX в. — начало XX в.) // Достоевский : Материалы и исследования : [сборник]. Т. 1. Ленинград, 1974. С. 283.
Цит. по: Степанова Г. В., Орнатская Т. И. Романы Достоевского и драматическая цензура (60-е годы XIX в. — начало XX в.) // Достоевский : Материалы и исследования : [сборник]. Т. 1. Ленинград, 1974. С. 276.
Цит. по: Степанова Г. В., Орнатская Т. И. Романы Достоевского и драматическая цензура (60-е годы XIX в. — начало XX в.) // Достоевский : Материалы и исследования : [сборник]. Т. 1. Ленинград, 1974. С. 278.
Ф. М. Достоевский и театр, 1846-1977 : библиогр. указ. / Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии ; сост. С. В. Белов. Ленинград : ЛГИТМИК, 1980. 177 с., [1] л. портр.
Достоевский : однодневная газета Русского библиологического общества. Петроград, 1921
Достоевский и театр: виртуальная выставка