1933 – Открытие Малой сцены Ленинградского театра драмы спектаклем «Дон Кихот»
1852 – Родилась Надежда Сергеевна Васильева
1942 – Премьера спектакля «Фронт» Ленинградского театра драмы им. А. С. Пушкина
1857 – Родился Евтихий Павлович Карпов
1837 – Указ «Об объявлении одного столоначальника в Конторе С.-Петербургских театров»
1879 – Открытие Малого театра на Фонтанке
1864 – Родилась Вера Федоровна Комиссаржевская
1895 – Премьера спектакля «Вава» Александринского театра
1906 – Выход первого номера газеты «Обозрение театров»
1827 – «Положение об управлении Императорскими С. Петербургскими театрами»
1902 – Возобновление спектакля «Чайка» Александринского театра
1821 – Родился Александр Александрович Яблочкин
1887 – Премьера спектакля «Вторая молодость» Александринского театра
1883 – Родился Борис Анатольевич Горин-Горяйнов
1825 – Премьера спектакля «Аристофан, или Представление комедии „Всадники”»
1934 – Премьера спектакля «Чудесный сплав» Ленинградского театра драмы
1936 – Премьера спектакля «Салют, Испания!» Ленинградского театра драмы
1912 – Премьера спектакля «Ассамблея» Александринского театра
1915 – Премьера спектакля «Тот, кто получает пощечины» Александринского театра
1807 – Премьера спектакля «Влюбленный Шекспир»
1882 – Премьера спектакля «Кручина» Александринского театра
Эскиз бутафорской лошади к спектаклю. Художник М. А. Григорьев. Из фондов СПбГМТМИ.
Малая сцена Госдрамы // Красная газета. 1933. 1 нояб. С. 1.
Сушкеич Б. Как мы ставим «Дон Кихота» // Красная газета. 1933. 1 нояб. С. 1.
См.: Смирнов А. «Дон-Кихот» на Малой сцене Гостеатра драмы // Рабочий и театр. 1933. №32 (нояб.). С. 9.
Овэс Л. [Вступительная статья к публ. писем М. А. Григорьева] // Петербургский театральный журнал. 1996. №9.
Надежда Сергеевна Васильева: по поводу сороколетней ее сценической деятельности и тридцатипятилетия пребывания на Императорской сцене // Ежегодник Императорских театров. Сезон 1909 г. Вып. 6-7. С. 148.
Портрет актрисы Н. С. Васильевой. Из фондов Александринского театра.
Надежда Сергеевна Васильева. По поводу сороколетней ее сценической деятельности и тридцатипятилетия пребывания на Императорской сцене // Ежегодник Императорских театров. Сезон 1909 г. Вып. 6-7. С. 148-150.
П. Г-ъ Надежда Сергеевна Васильева: по поводу 25-ти-летия ее деятельности на Императорской сцене // Ежегодник Императорских театров. Сезон 1894/1895 гг. С. 333-338.
Премьерная афиша спектакля. Из фондов Александринского театра.
Б.Е. Жуковский в роли Ивана Горлова. Из фондов Александринского театра.
Корнейчук, А. Е. Фронт : пьеса [в 3 действиях] : (перевод с украинского). — Ленинград : Гослитиздат, 1942. — 70 с.
Портрет Е. П. Карпова. Художник С. М. Зайденберг. Из фондов СПбГМТМИ.
Е. П. Карпов
Юрьев Ю. М. Записки. Ленинград ; Москва, 1963. Т. 1. С. 381-382.
Юрьев Ю. М. Записки. Ленинград ; Москва, 1963. Т. 1. С. 284.
См.: Советский театр. Документы и материалы. Ленинград, 1975. Русский советский театр 1921-1926. С. 311-312.
Портрет Е. П. Карпова. Художник С. Н. Воробьев. 1921 г. Из фондов СПбГМТМИ.
Карпов Евтихий. Из автобиографии Е. П. Карпова //Театр и искусство. 1908. № 3. С. 59.
Карпов Евтихий. Из автобиографии Е. П. Карпова //Театр и искусство. 1908. № 3 (20 янв.). С. 57-60.
Кугель А. Р. Драматург-народник : (К 25-летнему юбилею Е. П. Карпова) / Homo novus // Театр и искусство. 1908. № 3 (20 янв.). С. 56-57.
Карпов Е. П. Речь Е. П. Карпова // Театр и искусство. 1897. № 11 (16 марта). С. 211-213.
Граф Антон Степанович Апраксин. Художник М. Конради. 1847 г. Из фондов Государственного Эрмитажа.
Е. Н. Горева в заглавной роли в спектакле «Мария Стюарт».
Из фондов Музея-заповедника П. И. Чайковского.
А. С. Суворин. Из фондов СПбГМТМИ.
В. Ф. Комиссаржевская. Из фондов СПбГМТМИ.
В. Ф. Комиссаржевская.
Из фондов Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.
В. Ф. Комиссаржевская в роли Ларисы в спектакле «Бесприданница» Александринского театра. 1896 г. Из фондов СПбГМТМИ.
В. Ф. Комиссаржевская за письменным столом.
Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Из фондов СПбГТБ
Из фондов СПбГТБ
Из фондов СПбГТБ
Юбилейный танец. Газета «Свет» и «Петербургская газета», танцующие канкан на собрании финансистов.
Карикатура. Из фондов ГИМ.
Дама — Вот, «Светик» мой — двадцать пять лет, как легко танцую... Ты тяжело пляшешь... Канканируй полегче и мы с тобой будем танцевать до глубокой старости.
«Князь Петр Михайлович! Рассмотрев представленное мне от вас положение об управлении Императорскими С.-Петербургскими театрами, я повелеваю вам, согласно заключению вашему, привести оное в исполнение для опыта на один год, в течении коего вы не оставите мне доложить, будет ли сие положение соответствовать успешному ходу дела в должном порядке.
Пребываю вам благосклонный
[Николай I]».
Положение об управлении Императорскими С.-Петербургскими театрами состоит из 9 глав и 2 положений:
Глава 1. Состав Комитета, обязанности его и членов.
Глава 2. Контора и ее отделения.
Глава 3. Заседания Комитета и движение дел онаго.
Глава 4. Свидетельство кассы и распоряжение суммами.
Глава 5. О дежурном члене и его обязанностях.
Глава 6. Состав Конторы; ее обязанности.
Глава 7. Порядок вступления дел и течение оных.
Глава 8. Права и обязанности управляющего и начальников отделений.
Глава 9. Состав отделения из столов; распределение занятий между ними.
Положение о пансионах артистам Императорских театров.
Положение о вознаграждении сочинителям и переводчикам драматических пьес и опер, когда они будут приняты для представления на Императорских театрах.*
Знак Дирекции Императорских театров. Из фондов СПбГТБ.
Фрагмент программки. Из фондов Александринского театра.
«Режиссера!». Г-н Дарский раскланивается после представления «Чайки». Шарж.
А. А. Яблочкин. Из фондов СПбГМТМИ.
А. А. Яблочкин среди актеров Александринского театра. Л. Л. Леонидов, П. С. Степанов, К. Н. Полтавцев, А. Е. Мартынов, И. И. Сосницкий, А. А. Яблочкин, А. М. Максимов, С. Я. Марковецкий, Ф. А. Бурдин. Из фондов СПбГМТМИ.
А. А. Яблочкин
«П.М. Невежин, весьма "жалостный" драматург». Шарж М. М. Далькевича.
Б. А. Горин-Горяйнов. Из фондов Александринского театра.
Б. А. Горин-Горяйнов в роли Хлестакова в спектакле «Ревизор» Александринского театра. 1912 г. Из фондов СПбГМТМИ.
Б. А. Горин-Горяйнов на репетиции. Из фондов Александринского театра.
А. А. Шаховской. 1819 г. Рисунок В. Баранова.
Портрет Я. Г. Брянского. Неизвестный художник.
Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Портрет Е. П. Боброва. Рисунок В. Баранова.
Из фондов ГИМ.
Из фондов СПбГТБ
Н. К. Черкасов в роли Яна Двалии. Из фондов Александринского театра.
А. Ф. Борисов в роли Пети. Из фондов Александринского театра.
Пригласительный билет-программа на спектакль «Чудесный сплав» Ленинградского театра драмы. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Плакат к спектаклю. Художник Н. П. Акимов. Из фондов СПбГМТМИ.
Пригласительный билет-программка на премьеру спектакля. Художник Н. П. Акимов. Из фондов музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.
На репетиции спектакля «Салют, Испания!». Зарисовка Э. О. Визеля. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз костюма внука. Художник Н. П. Акимов. Из фондов Александринского театра.
К премьере спектакля Театра драмы выпустил однодневную газету «Салют, Испания!».
26 ноября 1912 года на сцене Александринского театра состоялась премьера комедии П. П. Гнедича «Ассамблея». Режиссером выступил А. И. Долинов, художником-постановщиком — П. Б. Ламбин, художником по костюмам – Л. М. Браиловский, для которого это был первый опыт работы в Александринском театре.
Из фондов СПбГТБ
Эскиз костюма Государя Петра I. Художник Л. М. Браиловский. Из фондов СПбГТБ.
В спектакле был занят звездный состав актеров. Среди них: И. М. Уралов (Государь Петр Алексеевич), Н. Н. Ходотов (Петр Андреевич Пехтерев), М. Г. Савина (Наталья Борисовна Пехтерева), М. А. Потоцкая (Фрося), К. Н. Яковлев (Матвей Сидорович), А. П. Петровский (Сидор Зотыч Алфей-Арефьев), Н. В. Смолич (Митенька) и другие.
«Г-н Уралов по фигуре, строению головы, скульптуре тела (ручные мускулы), дополненным изумительно прекрасным гримом, дающим полное представление о физиономии Петра Великого по лучшим его портретам, своей художественно выдержанной игрой — манерой речи, разнообразными интонациями голоса, жестами, движениями, мимикой — дал такого сценического Петра Великого, из-за которого стоит посмотреть "Ассамблею"», — восхищался театральный обозреватель Н. А. Россовский.*
Особое место в жизни Петра I занимали праздники, маскарады, пиры, увеселения, фейерверки и ассамблеи, которые продолжались иногда несколько дней. Не удивительно, что кульминацией пьесы и самым зрелищным, по отзывам современников, был последний акт, где была изображена сама петровская ассамблея, и на сцену выходили почти все актеры.
Ассамблея при Петре I. Художник С. Хлебовский. Из фондов Государственного Русского музея.
27 ноября 1915 года на сцене Александринского театра состоялась премьера спектакля «Тот, кто получает пощечины» по пьесе Леонида Андреева.
Р. Б. Аполлонский в роли Тота, клоуна в цирке Брике. Из фондов Александринского театра.
Р. Б. Аполлонский в роли клоуна Тота во 2-м действии спектакля. Художник А. И. Лебедев. Из фондов СПбГМТМИ.
29 ноября 1807 года на сцене Большого (Каменного театра) состоялась премьера комедии Александра-Винсена-Пино Дюваля «Влюбленный Шекспир» («Shakespear amoureux, ou La piece a l’etude»).
Д. И. Языков. 1826 г. Гравюра О. Эстеррейха. Из фондов Музея им. А. С. Пушкина.
А.-В.-П. Дюваль. 1822 г. Гравюра Л.-Л. Буали, П.-А. Тардьё. Из фондов Музея им. А. С. Пушкина.
Зрителям комедия понравилась, её хорошо принимали: «Влюбленный Шекспир» не сходил с петербургских театральных подмостков до 1859 года…
Драматург И. В. Шпажинский. Шарж.
«Пьеса разыгрывается вообще хорошо, хотя, в сущности, построена главным образом на двух весьма благодарных для актеров ролях — Недыхляева и Ревякина. Обе эти роли очень удачно исполняются гг. Давыдовым и Чарским».*
Владимир Васильевич Чарский прослужил в Александринском театре только один 1882 год. Будучи человеком с университетским образованием, в свои роли он вкладывал много труда и знания. Для Владимира Николаевича Давыдова 1882-й был вторым годом службы в этом театре. Критики восхищались его умением полно, живо, реально передать капризный и сложный образ Недыхляева, держать зрителей в напряженном внимании.
© Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека