Яков Григорьевич Брянский

17 октября
1791 г.
«Одна из ярких звезд классического созвездия»
- в. г. Белинский -
17 октября 1790 года родился выдающийся актер Яков Григорьевич Брянский.
С 14 лет Яша Григорьев, получивший весьма скудное образование, поступил на службу переписчиком в Сенат и к 18 годам дослужился уже до губернского секретаря. Увлечение театром не мешало молодому человеку быть исполнительным и трудолюбивым чиновником. Но скоро неудержимая страсть поступить на сцену заставила его покинуть службу и обратиться к князю А. А. Шаховскому с просьбой принять его в свою «молодую труппу», выступающую иногда на сцене Кушелевского театра.

«Прослушав его декламацию нескольких монологов из трагедий, Шаховской восхитился голосом и органом пришельца и, сделав ему несколько замечаний, предрек ему славу драматического любовника, перекрестил Григорьева Брянским».* Ведь выйти на сцену под своей фамилией было неловко для чиновника.

«Такой факт мог почесться за оскорбление для того места, где он состоял на службе, а пожалуй, и для самой корпорации чиновников. Так с этих пор за Яковом Григорьевичем Григорьевым на театральных подмостках навсегда и остается фамилия Брянского».*

Я. Г. Брянский. Рисунок В. В. Баранова.

1820-е гг. Литография

Арапов П. Н. Летопись русского театра. Санкт-Петербург, 1861. С. 211.
Некрасова Е. Яков Григорьевич Брянский // Артист. 1893. № 30. С. 73.

Я. Г. Брянский. Из фондов Александринского театра.

Вскоре он стал стал любимым учеником А. А. Шаховского и «находился при всей труппе на аксессуарных ролях».
Дебютировал Брянский 7 сентября 1811 года на сцене Нового (Кушелевского) театра в роли Шекспира в комедии «Влюбленный Шекспир». Эта пьеса была написана А. Дювалем для знаменитого трагика Франсуа-Жозефа Тальма и переведена на русский язык Д. И. Языковым.

Яков Григорьевич Брянский обладал блестящими внешними данными. Широкоплечий красавец с правильными чертами лица и мощным голосом, он как никто другой подходил на роли любовников в труппе. Он сыграл эмоционального ревнивца в драме «Хижина, спасенная казаком, или Признательность»; молодого человека, одержимого страстью к игре в комедии «Преступник от игры, или Братом проданная сестра»; скромного и чувствительного Пронского в комедии «Урок кокеткам, или Липецкие воды». А в главной роли в опере-водевиле «Ломоносов, или Рекрут-стихотворец» актер показал все возможности своего владения голосом, читая многие строфы из сочинений поэта.
Женившись на актрисе Анне Матвеевне Степановой, он мало времени уделял домашним заботам и воспитанию детей: разнообразие интересов и страстная натура «его отвлекала и уводила из дома». Он любил бильярд, «отзывался на все общественные события», был страстным охотником. «Летом по целым дням гонялся за дичью, ездил на лодке стрелять диких уток, которых на Петербургской стороне в то время было очень много».* Очень любил собак и птиц, особенно певчих.

Эта любовь Брянского к природе, к естественности, натурализму отразилась и в искусстве. «В то время, как на русской сцене актеры не говорили роли, а тянули слова, словно бы пели, Брянский первый отступил от этой ложно-классической манеры»*, к неудовольствию своего учителя А. А. Шаховского, не согласного с таким нововведением.

Следуя совету И. А. Крылова, Шаховской давал актеру преимущественно драматические и комедийные роли, не позволяя ему выступать в трагедиях, боясь сравнения публики с великим трагиком Алексеем Семеновичем Яковлевым, царившем на сцене Императорского театра.

Я. Г. Брянский. Из фондов Александринского театра.

Некрасова Е. Яков Григорьевич Брянский // Артист. 1893. № 30. С. 74.

Я. Г. Брянский. Художник В. В. Баранов. Из фондов Александринского театра.

Но зрительский успех в комедиях не удовлетворял: «страстное желание выступить в роли трагического актера, где можно было показать свои силы, не покидало Брянского»*. Сначала актер стал заменять Яковлева в эпизодических ролях, а после его смерти в 1817 году к актеру перешли все первые роли Яковлева. Но уже в 1820-м, в связи с приходом в труппу Василия Андреевича Каратыгина, Брянский был вынужден перейти на роли злодеев, стариков и благородных отцов и мириться с положением второго актера. «Эти вторые роли, — по выражению одного из биографов, — Брянский сделал первыми».*

Обладавший несомненным литературным талантом, но не знавший ни одного иностранного языка, он просил знакомых переводить ему любимые произведения и приспосабливал их для сцены. Так «он упросил балетмейстера Дидло сделать подстрочный перевод драмы [«Жизнь и смерть Ричарда III» У. Шекспира], а затем переложил ее в пятистрочные стихи без рифм».*

С 1828 по 1837 год Яков Григорьевич руководил драматическим классом Петербургского театрального училища. В 1841 году он оставил сцену, но в 1846-м вновь вернулся и оставался на ней до своей внезапной смерти в 1853 году от «приступа холеры».
Некрасова Е. Яков Григорьевич Брянский // Артист. 1893. № 30. С. 76.
Некрасова Е. Яков Григорьевич Брянский // Артист. 1893. № 30. С. 77.
Некрасова Е. Яков Григорьевич Брянский // Артист. 1893. № 30. С. 78.
Некрасова Е. Яков Григорьевич Брянский // Артист. 1893. № 30. С. 71–84.

Премьера спектакля «чайка»
17 октября
1896 г.
17 октября 1896 года в Александринском театре состоялась премьера «Чайки» А. П. Чехова, вошедшая в историю как неожиданный и очень громкий провал.

Премьерная афиша спектакля. Из фондов Александринского театра.

Постановщиком стал Е. П. Карпов, назначенный летом 1896 года главным режиссёром драматической труппы Санкт-петербургских Императорских театров. Спектакль был показан в бенефис Е. И. Левкеевой, данный ей за 25-летнюю службу и выбор пьесы был, соответственно, за ней. Актриса, известная в первую очередь своим даром в комедии, и к тому времени выступающая в амплуа комической старухи, играла в пьесе Н. Я. Соловьева «Счастливый день», которая показывалась сразу после «Чайки». Роль в «Чайке» она не получила, Чехов был против того, чтобы она играла Полину Андреевну, ведь «публика станет ждать от этой роли чего-нибудь смешного и разочаруется»* , и слава комедийной актрисы «может задавить роль». Драматург недооценил ситуацию – слава Левкеевой «задавила» всю «Чайку», даже при том, что актриса не принимала в ней участия.


Критики видели среди причин провала легендарной в наше время пьесы в том числе слабость драматургии. Сам автор в переписке с А. С. Сувориным о своей тогда ещё не оконченной комедии сообщал так: «Пишу ее не без удовольствия, хотя страшно вру против условий сцены. Комедия, три женских роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро); много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви»*.

Премьерная программка спектакля. Из фондов СПбГМТМИ.
Премьерная программка спектакля. Из фондов СПбГМТМИ.

Карпов вспоминает, что получил экземпляр «Чайки» в середине сентября и остался под впечатлением.*


Труппа, помня успех спектакля «Иванов», премьера которого успешно прошла 31 января 1889 г., была настроена на не меньшее признание новой пьесы Чехова. Художник А. С. Янов, который любил и «прекрасно чувствовал русский быт, русскую природу»*, тоже с интересом принялся за работу.


При распределении ролей Чехов и Карпов вполне совпали во взглядах, но это не касалось образа Нины Заречной. Драматург предполагал в этой роли М. Г. Савину, а режиссер закономерно находил более подходящей для этого персонажа Комиссаржевскую, а для Савиной считал подходящей роль Аркадиной. Её Савина действительно с успехом сыграет, но намного позже – в возобновлении «Чайки» 1902 года в постановке М. Г. Дарского.


Марья Гавриловна тяжело переживала и возрастающий успех Комиссаржевской, пришедший к ней после исполнения Ларисы в «Бесприданнице», и то, что неумолимо подступает время, когда ей придется перейти к более возрастным ролям.


Мелихово. Домик, где А. П. Чехов в 1896 г. написал пьесу «Чайка». Из фондов Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника.

И всё же роль Нины была отдана Савиной, согласно желанию автора. Но исполнять её актриса откажется, не появившись на первой репетиции 8 октября, вместо этого отправив записку следующего содержания: «Прочтя еще раз ночью пьесу, перечитав несколько раз роль Нины, я решила, что не могу играть эту роль. Мне очень неприятно огорчать отказом от роли автора и бенефициантку, и, если это нужно, я готова сыграть Машу».* Нину Заречную сыграет Комиссаржевская.
Сцена из I действия спектакля. Из фондов Музея истории российской литературы имени В. И. Даля.
Карпов вспоминает о работе над постановкой: «"Чайку" надо было поставить в девять дней. Срок более чем короткий. Вся моя надежда была на то, что талантливые, опытные артисты, дружно, с любовью взявшись за работу, в конце концов выйдут победителями из чертовски трудного положения».* Причиной переживаний была и спешка, и совершенное несходство «Чайки» с привычным репертуаром. Большинству актёров было привычнее «играть преимущественно репертуар Виктора Крылова и вообще легкую комедию, близкую фарсу»*.

В. Ф. Комиссаржевская в роли Нины Заречной. Из фондов Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника.

Талантливый драматург-новатор, набирающая популярность актриса В. Ф. Комиссаржевская, не менее любимые публикой К. А. Варламов (Шамраев), В. Н. Давыдов (Сорин), Р. Б. Аполлонский (Треплев), А. М. Дюжикова (Аркадина), Н. Ф. Сазонов (Тригорин) и М. И. Писарев (Дорн). Но в зале – шиканье и неуместный смех, Чехов покидает театр до окончания пьесы, а в прессе начиная со следующего дня на разные лады обсуждают неуспех постановки, порой с откровенным злорадством.


Бенефис посетили в большинстве своём «гостинодворцы» – многочисленные торговые представители Гостиного двора*, желающие увидеть Левкееву в лёгкой комедии. «"Чайка" погибла. Её убило единогласное шиканье всей публики. Точно миллионы пчёл, ос, шмелей наполнили воздух зрительного зала. Так сильно, ядовито было шиканье. Публика во время антрактов зевала, злилась на автора, на артистов, на потраченное время… и бенефисные цены».*


Веру Фёдоровну увели в уборную и отпаивали валерьяновыми каплями: «Что же это за ужас… Я провалила роль… Чему же они смеются… Мне страшно выходить на сцену… Я не могу играть… я убегу из театра».* Антон Павлович пребывал в не менее тяжелом состоянии духа: «Театр дышал злобой, воздух спёрся от ненависти, и я — по законам физики — вылетел из Петербурга, как бомба».*

Особенно публика неистовствовала во время последнего акта: «Появлялся ли Сорин в своей коляске — смех; вставал ли он со своего кресла, опираясь на чью-либо руку, — опять смех и иронические замечания…»*.


Больше всех «досталось» монологу Нины Заречной, когда Комиссаржевская–Заречная перед своим уходом, вспоминая счастливое прошлое, связанное с ее выступлением на домашнем спектакле, срывает со стола белую скатерть, и, накинув ее на себя, цитирует слова монолога из первого акта . Неудержимый хохот, озлобленный свист, крики протеста заглушили монолог Комиссаржевской, кстати говоря, превосходно ею проведенный. Зал неистовствовал… «На втором представлении "Чайка" имела несомненный, большой успех, но… было поздно. Газеты оповестили уже о провале пьесы на первом представлении в Александринском театре».*


Позже Чехов с теплом вспоминает свое впечатление от игры Комиссаржевской: «До сих пор я, как сейчас, вижу перед собой Комиссаржевскую в Нине и никогда не забуду ее в этой роли… Никто так верно, так правдиво и так глубоко не понимал меня, как Вера Фёдоровна… Чудесная актриса…»*.


Несмотря на неуспех первого показа, ставший для Веры Фёдоровны большим эмоциональным потрясением, именно Комиссаржевская войдёт в историю театра «Чайкой русской сцены».


В. Ф. Комиссаржевская в роли Нины Заречной. Из фондов СПбГМТМИ.

Чехов А. П. Письмо Суворину А. С., 23 сентября 1896 г. Мелихово // Чехов А. П. Полн. собр. писем: В 12 т. Москва, 1978. Т. 6. С. 183.
Чехов А. П. Письмо Суворину А. С., 21 сентября 1896 г. Мелихово // Чехов А. П. Полн. собр. писем: В 12 т. Москва, 1978. Т. 6. С. 85.
См.: Карпов Е. П. История первого представления «Чайки» на сцене Александринского театра 17 октября 1896 г // Рампа и жизнь. 1909. №3. С. 253.
Карпов Е. П. История первого представления «Чайки» на сцене Александринского театра 17 октября 1896 г // Рампа и жизнь. 1909. №3. С. 253.
Карпов Е. П. История первого представления «Чайки» на сцене Александринского театра 17 октября 1896 г // Рампа и жизнь. 1909. №3. С. 254.
См.: Юрьев Ю. М. Записки: В 2 т. Ленинград; Москва, 1963. Т. 2. С. 45-46.
Р–ий Н. [Россовский Н. А.] Наши Премьеры // Петербургский листок. 1896. 18 окт. (№ 288). С. 3. (Театральный курьер).
Карпов Е. П. Комиссаржевская на сцене Александринского театра // Вера Федоровна Комиссаржевская: Письма актрисы, воспоминания о ней, материалы / Ред.-сост. А. Я. Альтшуллер. Ленинград; Москва: Искусство, 1964. С. 217.
Чехов А. П. Письмо Немировичу-Данченко Вл. И., 20 ноября 1896 г. Мелихово // Чехов А. П. Полн. собр. писем: В 12 т. Москва, 1978. Т. 6. С. 231.
Юрьев Ю. М. Записки: В 2 т. Ленинград; Москва, 1963. Т. 2. С. 50.
Карпов Е. П. Комиссаржевская на сцене Александринского театра // Вера Федоровна Комиссаржевская: Письма актрисы, воспоминания о ней, материалы / Ред.-сост. А. Я. Альтшуллер. Ленинград; Москва: Искусство, 1964. С. 218.