премьера БАЛЕТА
«раймонда»

7 января
1898 г.
7 января 1898 года в бенефис итальянской балерины Пьерины Леньяни на сцене Мариинского театра состоялась премьера балета А. К. Глазунова «Раймонда».

П. Леньяни в партии Раймонды в 1 и 2 актах. Из фондов СПбГМТМИ.

«Первое представление нового балета… прошло с выдающимся успехом, который нужно приписать, во-первых, красивой, мелодичной и увлекательной музыке Глазунова, во-вторых, неувядаемому таланту балетмейстера М. И. Петипа, а в-третьих, прекрасному исполнению. <...>
Почти все танцы нового балета, а в особенности характерные, полны изысканного вкуса, которым, впрочем, всегда отличался талантливый балетмейстер. <...>
В классических же танцах, конечно, наибольший успех имела сама бенефициантка. Отличаясь крупным техническим талантом, Леньяни с первых же дней своего появления на петербургской сцене пользовалась большими симпатиями наших балетоманов, и эти симпатии не остывают и до настоящего времени. Начиная с первого акта и кончая заключительной сценой последнего действия, каждое pas талантливой танцовщицы вызывало единодушные аплодисменты».*

Романтический сюжет балета был навеян средневековыми преданиями о девушке, ожидающей из рыцарского похода своего возлюбленного. В основу либретто «Раймонды» легли рыцарские легенды, рожденные фантазией петербургской журналистки и писательницы Лидии Пашковой. Правда, ее произведения не могли похвастать глубиной и оригинальностью сюжетных поворотов.
Н. Ф. Новый балет «Раймонда» // Театр и искусство. 1898. №2 (11 янв.). С. 29, 30.
Мариус Иванович Петипа и директор Петербургских Императорских театров Иван Александрович Всеволожский доработали либретто, и Всеволожский весной 1896 года заказал Александру Константиновичу Глазунову музыку. Срок, отпущенный на эту работу, был чрезвычайно мал: балет уже стоял в репертуаре сезона 1897/1898 годов.
А. К. Глазунов. Из фондов СПбГМТМИ.
И. А. Всеволожский. Из фондов СПбГМТМИ.
М. И. Петипа. Из фондов СПбГМТМИ.
В сюжете нового балета было все, что могло захватить внимание публики: любовный треугольник, детективный сюжет с похищением, мистический сон и появление потустороннего помощника, счастливый финал. Кроме сложнейшей главной балетной партии, было задействовано огромное количество персонажей, исполнивших красочные характерные танцы и классический grand pas.
Эскиз костюмов жителей Прованса. Художник И. А. Всеволожский. Из фондов СПбГТБ.
Эскиз костюмов кавалеров. Художник И. А. Всеволожский. Из фондов СПбГТБ.
Эскиз костюмов рыцарей. Художник И. А. Всеволожский. Из фондов СПбГТБ.
Действие балета происходит в средневековом Провансе. Прелестная Раймонда, живущая в замке пожилой тетушки, обручена с венгерским рыцарем-крестоносцем Жаном де Бриеном. Но счастье девушки омрачает разлука — ее нареченный в составе войска венгерского правителя Андрея II отправляется в военный поход. Однажды ночью Раймонда видит сон, повергающий ее в полное смятение — вместо жениха, о котором она мечтает, к ней приходит грозный сарацинский шейх, домогающийся ее любви. Этот сон лишает девушку покоя, и вскоре он оказывается вещим: в полную рыцарского благородства идиллию средневекового замка вторгся варварский мир необузданных страстей...

На празднике, устроенном в честь дня рождения Раймонды, ей представляют сарацинского рыцаря Абдерахмана. Пораженный красотой девушки, он обещает бросить к ее ногам все свое могущество и несметные сокровища, если она согласится выйти за него замуж, но Раймонда гордо отвергает грозного сарацина.

Отказ девушки приводит его в ярость, и он с помощью свиты пытается похитить предмет своей страсти, но на его пути внезапно возникает вернувшийся из похода Жан де Бриен. В честном поединке он одерживает победу над Абдерахманом и женится на Раймонде.

Эскиз костюма Раймонды для 1 и 2 акта. Художник И. А. Всеволожский. Из фондов СПбГТБ.

Исполнителем партии Жана де Бриена, на премьере выступил Сергей Густавович Легат, а роль похитителя Раймонды, сарацинского рыцаря Абдерахмана, блестяще исполнил Павел Андреевич Гердт, от классических партий в те годы переходивший к характерному репертуару.
Эскиз костюма Абдерахмана. Художник И. А. Всеволожский. Из фондов СПбГТБ.
П. А. Гердт в партии Абдерахмана. Из фондов СПбГМТМИ.
С. Г. Легат в партии Жана де Бриена. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз костюма Жана де Бриена. Художник И. А. Всеволожский. Из фондов СПбГТБ..

«Терраса замка графини де Дорис». Рисунок декорации балета «Раймонда» для Ежегодника Императорских театров. Художник П. Б. Ламбин. Из фондов СПбГМТМИ.

Для Петипа «Раймонда» оказалась последней большой работой. Спектакль стал «апофеозом великого мастера хореографии, апофеозом блистательной эпохи русского балетного театра. Академизм достиг зенита»*.

Для Глазунова же, напротив, это был первый опыт обращения к жанру балета, оказавшийся впоследствии самым удачным в его творчестве. Композитор «устроил в "Раймонде" и блеск, и пышность, и неторопливое развитие многоактного зрелища»*.

Красочные декорации О. К. Аллегри, К. М. Иванова и П. Б. Ламбина , создающие иллюзию полного погружения в придуманный мир, и, конечно, яркие костюмы И. А. Всеволожского, передающие колорит эпохи, производили незабываемое впечатление.
Театральный календарь 1968. Ленинград, 1967. С. 3.
«"Раймонда" по роскоши постановки превосходила балеты последних семи лет… Музыка оказалась мелодичною и красивой: она блещет богатством оркестровки и необыкновенной сочностью».*

«Новый балет безусловно следует признать одним из удачнейших. Как в музыкальном, так в хореографическом и монтировочном отношениях, он полон вкуса и красоты, и имел несомненный успех... Вызовы композитора, балетмейстера и главных артистов начались с первого же антракта и продолжались до конца спектакля. Петипа были поданы от публики золотая лира и лавровый венок, Глазунову был поднесен такой же венок и прочувствованный адрес от артистов, а Леньяни получила множество цветочных подношений. Несмотря на очень повышенные цены, театр был совершенно полон».*
Скальковский К. А. В театральном мире. Санкт-Петербург, 1899. С. 218, 219.
Н. Ф. Новый балет «Раймонда» // Театр и искусство. 1898. №2 (11 янв.). С. 30.

За свою более чем столетнюю сценическую жизнь балет «Раймонда» был и остается одним из самых красочных и зрелищных спектаклей балетного театра.
Н. Ф. Новый балет «Раймонда» // Театр и искусство. 1898. №2 (11 янв.). С. 29–30.