премьера балета «ФЕТИДА И ПЕЛЕЙ»

28 июля
1897 г.
28 июля 1897 года на Ольгином острове в Петергофе в честь германского императора Вильгельма II состоялся парадный спектакль «Фетида и Пелей».
Балет в одном действии, вариант балета «Приключения Пелея» Л. Минкуса и Л. Делиба на мифологический сюжет, где богиня Фетида, влюбившись в Пелея, спасает героя от казни и уводит его с собою на Олимп, был представлен в блистательной хореографии М. И. Петипа.

Декорации были выполнены по эскизам П. Б. Ламбина и П. П. Каменского, костюмы по рисункам Е. П. Пономарева.

Постройка сцены и мест для зрителей, а также все декоративное убранство осуществлялось под руководством машиниста Мариинского театра Н. А. Бергера. Оркестром дирижировал капельмейстер Рикардо Дриго.

Лето 1897 года стало в истории праздничного Петергофа временем самых торжественных и грандиозных приемов в царствование императора Николая II. За год до этого состоялся ряд официальных визитов императора в европейские страны.



Обложка программы спектакля.

Художники К. М. Иванов, П. Б. Ламбин.


Император Николай II и германский император и прусский король Вильгельм II. Фотограф К. К. Булла. Из фондов Музея истории Санкт-Петербурга.

На 1897 год пришлись ответные посещения высоких гостей. В приморской резиденции встречали короля Сиама (нынешнего Таиланда) Чулалонгкорна (Рама V), германского императора Вильгельма II и французского президента Феликса Фора.

Парадные спектакли были особыми добавлениями к церемониям императорского двора. Они демонстрировали высоким гостям и поданным особый вкус и невероятную роскошь императорского двора. В их устройстве участвовали практически все сотрудники императорского балета и лучшие артисты.
Внешний вид амфитеатра на Ольгином острове, построенного для парадного спектакля 28 июля 1897 г.
Внутренний вид амфитеатра на Ольгином острове, построенного для парадного спектакля 28 июля 1897 г.
Общий вид Ольгиного острова в день парадного спектакля 28 июля 1897 г.

Эскиз костюма Фетиды.

Художник Е. П. Пономарев.

Вместе с Матильдой Кшесинской, исполнившей заглавную пртию в спектакле «Фетида и Пелей», участвовали Павел Гердт (Пелей), Ольга Преображенская (Купидон), Ольга Леонова (Венера), Любовь Рославлева (Флора), Алексей Булгаков (Юпитер), Сергей Легат (Адонис).

Кшесинская вспоминала: «Места для зрителей были расположены амфитеатром на самом острове, сцена же была построена на воде, на сваях, а оркестр помещался в огромном железном кессоне, ниже уровня воды. На сцене были только боковые декорации, кулисы, а вместо задней декорации открывался вид вдаль, на холмы Бабигона. Недалеко от сцены был построен небольшой островок, украшенный скалами и гротом, где я находилась уже до начала спектакля. <….> Гости переправлялись на остров на шлюпках. Все было залито электрическим светом, и картина действительно была волшебная. Балет начинался с того, что грот, где я была скрыта, открывался, и я ступала на зеркало, которое начинало двигаться по направлению к сцене. Получалось впечатление, что я иду по воде.

Когда кончился спектакль, зажглась иллюминация на дальних возвышенностях и павильонах. Вечер удался благодаря совершенно исключительной погоде.

Опасались дождя, так как с утра накрапывало, и на всякий случай все было подготовлено так, чтобы в последнюю минуту можно было перенести спектакль с острова в театр, где наготове были плотники, машинисты и электротехники. Все отдали справедливость Дирекции Императорских театров, что спектакль был организован блестяще, с большим вкусом и роскошью. Организация этого спектакля потребовала двух месяцев усиленной и сложной работы. Одна установка электрического освещения чего стоила.
Эскиз костюма Борея. Художник Е. П. Пономарев.
Эскиз костюма вакханки. Художник Е. П. Пономарев.
Эскиз костюма Пелея. Художник Е. П. Пономарев.
Эскиз костюма Адониса. Художник Е. П. Пономарев.
После спектакля мы все были в чудном настроении и долго еще оставались в Петергофе, где весело провели остаток вечера с массой знакомых, приехавших в этот день в Петергоф…»*

Кшесинская М. Ф. Воспоминания. Москва, 1992. С. 61‒62.

Эскиз декораций к спектаклю. Художник П. Б. Ламбин.
Сцена из спектакля. Художник В. А. Табурин. Автотипия «Нивы».
Спектакль окончился около половины одиннадцатого часа, после чего гости переехали на катере на Царицын остров, где для всех приглашенных были приготовлены буфеты с холодным ужином.

О парадных спектаклях на Ольгином острове читайте: Ежегодник Императорских театров. Сезон 1896/1897. С. 404–425.