АГРАФЕНА МИХАЙЛОВНА ДМИТРЕВСКАЯ

17 июня
1740 г.
17 июня 1740 г. родилась Аграфена (Агриппина) Михайловна Дмитревская — одна из первых актрис Русского театра, супруга актера, переводчика, педагога и драматурга, члена Российской академии Ивана Афанасьевича Дмитревского.
К сожалению, биографических данных об Аграфене (Агриппине) Михайловне Дмитревской, урожденной Мусиной-Пушкиной сохранилось чрезвычайно мало.

В начале 1757 года она вышла на сцену учрежденного в Санкт-Петербурге Императрицей Елизаветой Петровной «Русского для преставления трагедий и комедий театра» под девичьей фамилией Мусина-Пушкина. В 1758 году стала женой И. А. Дмитревского.

«Можно считать, что до официального основания и определения Театральной школы Дмитревская выполняла ещё функции воспитательницы, так как находившиеся при русской труппе в качестве учеников мальчики и девочки жили у нее под присмотром».*

По хранящимся в нашей библиотеке экземплярам пьес, можно определить, что актриса была занята в спектаклях по комедиям Ж.-Б. Мольера, А. А. Волкова, Б. Г. Ельчанинова, Ж. Г. де Кампистора.


Портрет И.А. Дмитревского. Художник И.-Б. Лампи-младшего. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина

Штелин Я. К истории театра в России // Театральная жизнь в эпоху Анны Иоанновны: Документальная хроника, 1730–1740 / сост. Л.М.Старикова. Москва, 1996. С. 603.

Лист с указанием действующих лиц и исполнителей из экземпляра пьесы Б. Г. Ельчанинова «Наказанная вертопрашка». Из фондов СПБГТБ.

«Характер ее дарования приближался к комедийному репертуару, к тому видовому типу ролей, который определялся неизбежным в каждой комедии XVIII века — амплуа „субреток”… Мусина-Пушкина была, именно, типичной „субреткой” галлицизированного театра XVIII века».*

Известно, что к творчеству Дмитревской благосклонно относилась Императрица Екатерина II.

«Аграф.[ена] Мих.[айловна] Дмитревская, рожденная Мусина-Пушкина, по страсти к театру прежде своего замужества сделалась актрисою; она была отличаема Екатериною; не будучи еще замужем, играя на придворном театре в комедии „Привидение с барабаном”, Мусина-Пушкина упала на колена и повредила ногу. Императрица прислала к ней своих медиков, наведывалась о ее здоровье, подъезжала сама к ее квартире, а когда по выздоровлении Пушкина явилась на сцену, то Императрица в изъявлении удовольствия аплодировала ей».*

Ниротворцев М. Русская женщина на сцене. А. М. Дмитревская // Рампа и жизнь. 1914. № 24. С. 6.
Арапов П. Летопись русского театра. Санкт-Петербург, 1861. С. 85.
Ниротворцев М. Русская женщина на сцене. А. М. Дмитревская // Рампа и жизнь. 1914. № 24. С. 6.
Арапов П. Летопись русского театра. Санкт-Петербург, 1861. С. 85.