В. Л. Юренева. 1915-1920-е гг. Из фондов НГИАМЗ.
В.Л.Юренева в роли Греты в спектакле «Эуген Несчастный» Петроградского драматического театра. 1923 г. Из фондов СПбГМТМИ
В.Л.Юренева в роли Бронки в спектакле «Снег» Театра Незлобина. 1911 г. Из фондов Музея-заповедника А.Н.Островского «Щелыково».
«Юренева всегда волнует неожиданностью и необычностью интонаций и движения. Слушаешь — и не знаешь, как скажет актриса следующую фразу, смотришь, и не угадаешь, что будет дальше. Поэтому, когда на сцене Юренева — в зрительном зале напряженность внимания, боязнь пропустить незаметную деталь, легкий оттенок тона в общей красочности рисунка»*.
М. В. Лентовский и ведущие артисты его труппы в саду «Аркадия» в Санкт-Петербурге. Гравюра И. И. Хелмицкого по фотографии С. Д. Лаптева. 1882 г. Из фондов ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Театр «Аркадия» существовал с 1881 года. Его учредителями и совладельцами стали три театральных предпринимателя: Георгий Александрович Александров, Дмитрий Антипович Поляков и актер и режиссер Михаил Валентинович Лентовский.
Вот что писал о Д. А. Полякове критик А. Р. Кугель: «Он был богомольный человек. Сидел, ласково приглашал откушать… но душа его была на Валааме. Раза два в год он переодевался в чистую черную пару и уезжал на Валаам. Слушал колокольный звон, ходил во всем службам, беседовал с монахами, читал жития… А потом опять Аркадия, двадцать пар нового трико, в кабинете подрался пьяный инженер, четырнадцать бутылок мадеры пришлось вылить, хористка явилась с синяком под глазом».*
В день открытия 14 мая 1881 года цена за вход составляла один рубль серебром, что показывало, что сад предназначался для избранной аристократической публики.
В увеселительном саду был ресторан, фонтан, бассейн с рыбами, галереи, гроты, отдельные кабинеты и беседки. На главной площади «Аркадии» находились деревянный театр и открытая сцена, в глубине сада — большой пруд. В саду играли оркестры, посетителям предлагалось поучаствовать в различных аттракционах.
Пожар случился, когда «Аркадия» уже стала завоевывать популярность петербуржцев.
«Утром 22 июня вспыхнул пожар, хорошо памятный петербургским обывателям. Загорелось где-то наверху в театре и не более как через час вся «Аркадия» превратилась в гигантский костер».* Сгорели театр, зимний сад, фасадное здание с общим залом и эстрадой, буфет, Музейный и Китайский павильоны.
Убытки составили гигантскую по тем временам сумму – около 150 тысяч рублей. Антрепренеры собрались на совещание. «Все погибло, — плакал Поляков, — нищие мы…». Александров держался лучше, но тоже был подавлен. Лентовский обошел пожарище, задумался и сказал: «Вот что, господа, отчаиваться нечего. Через две недели должен быть выстроен временный театр, безопасный, в один ярус. Объявляйте завтра об открытии Аркадии через две недели!».*
Здание театра-сада «Аркадия» в Новой деревне в Петербурге во время пожара 22 июня 1882 года
(по рисунку Н. Н. Каразина).
Из фондов СПбГМТМИ.
Сад «Аквариум». 1890 г. Из фондов СПбГТБ.
Действительно, не через две, но через три недели «Аркадия» открылась, а через три месяца восстановили все сгоревшие постройки. В саду росли тропические растения, в бассейне плавала стерлядь, со скал каскадами низвергался водопад, играл оркестр духовой музыки.
На сцене театра на 906 мест ставились оперные спектакли, оперетты, выступали артисты балета, проходили музыкальные вечера, в саду устраивались народные гуляния, костюмированные шествия, фейерверки и чемпионаты по французской борьбе.
В первой половине 1880-х годов в «Аркадии» Александринский театр в течение двух летних сезонов ставил исключительно оперетты. Режиссером был бывший главный режиссер Александринского театра Александр Александрович Яблочкин. Под его руководством впервые появились оперетты «Прекрасная Елена», «Периколла», «Чайный цветок», «Орфей в аду».
В 1888 году с приходом нового импресарио Рауля Гюнсбурга в театре появились французская опера и оперетта, а также балеты с участием Вирджинии Цукки.
Одним из номеров садовой программы было представление известного канатоходца Федора Молодцова, который ходил по канату на ходулях, коньках, с мешком на голове, с кандалами или кастрюлями на ногах и руках, с завязанными глазами, танцевал различные танцы, при этом играя на балалайке, балансировал, держа на голове поднос с кипящим самоваром или горящей лампой, на канате стрелял из небольшой наплечной пушки или из ружья, переносил на плечах человека, сидел на спинке стула, лежал и стоял на голове. Еще один сенсационный номер: лошадь, ходящая по канату. Хотя она ходила по узенькой доске, укрепленный поверх каната, номер имел успех. Иногда сюда приезжал на гастроли Анатолий Дуров с группой дрессированных животных.
Из сада «Аркадия» совершал полеты американский воздухоплаватель Шарль Леру. Поднявшись на значительную высоту, он покидал шар и спускался на своеобразном парашюте собственной конструкции. К сожалению, на своем 239 прыжке он погиб.
В 1893 году в «Аркадии» дебютировала певица Анастасия Вяльцева, летом 1894 года выступал молодой певец Федор Шаляпин, начиная с 1896 года – дуэт куплетистов П. Ф. Жукова и будущего великого артиста Н. Ф. Монахова, в 1901 году пел знаменитый оперный певец Леонид Собинов.
Афиша «Новость!!! Знаменитые воздушные полеты с парашютом Шарля Леру». Неизвестный художник.
Программа юбилейных спектаклей Театра-сада «Аквариум».
11 июля 1896. Из фондов СПбГМТМИ.
К 10-летней годовщине «Аркадии». 1891 год
Там, где Излер, в оны годы,
Привлекал со всех концов
Для веселья, в час свободы,
Наших дедов и отцов,
Где блистал в былые лета,
Петербург красой своей,
И где песня была спета
Шумной жизни прежних дней,
Там, блеснувши блеском новым
Десять лет тому назад,
Александров с Поляковым
Оживили этот сад.
И, трудясь как неразлучки,
К доброй цели шли рядком…
Но в те дни столпились тучки
Над веселым уголком,
И театра, не без удара
На успешные дела,
В грозном пламени пожара
Истреблен был весь до тла.
В трудный год артист Лентовский
Оказал друзьям любовь,
И театр, собрат московский
В тот же месяц создал вновь.
Дружно дело закипело,
Тучки скрылися в дали,
И друзья, взглянувши смело,
В добрый путь вперед пошли.