Вера Леонидовна Юренева

22 июня
1876 г.
22 июня 1876 года в Москве родилась обладательница «самого искреннего», по мнению современников, актерского дарования — Вера Леонидовна Юренева (урожденная Шадурская).

В. Л. Юренева. 1915-1920-е гг. Из фондов НГИАМЗ.

Как писала Вера Леонидовна о себе: «Моей основной темой была тема любви... как всеопределяющего содержания жизни женщины... А правдивое и глубокое изображение страданий от любви представлялось достойной искусства, высокой задачей»*.

Ее детство прошло в Ташкенте. По приезде в Санкт-Петербург окончила Петербургское театральное училище. Была ученицей В. Н. Давыдова. Будучи на 2-м курсе, Юренева выступала в составе хора «Ипполит», а по окончании, один сезон провела в составе труппы Александринского театра.

С 1919 по 1955 год служила в различных театрах Петербурга, Москвы, Одессы, Киева, Харькова, Новочеркасска и других. В 1939–1947 выступала как чтица, исполняя произведения Э. Золя, П.-Ж. Беранже, А. П. Чехова.
Юренева В. Л. Записки актрисы. Москва; Ленинград, 1946.
В 1913–1917 годах Вера Леонидовна много снималась и была одной из наиболее интересных и известных актрис того времени. Снималась в основном на киностудии А. А. Ханжонкова в фильмах «Обрыв» (1913), «Женщина завтрашнего дня», «Королева экрана» (1916), «Невеста студента Певцова» (1916), «Товарищ Елена» (1917). Автором сценариев всех фильмов, кроме «Обрыва», был ее муж, драматург, поэт и переводчик Александр Сергеевич Вознесенский.


В 1920–1922 и 1936–1939 годах Вера Леонидовна служила в Александринском театре. На ее счету множество запомнившихся зрителям ролей: Зинида («Тот, кто получает пощечины»), графиня Митси фон Гаторб («Канцлер и слесарь»), Грета («Эуген Несчастный») и другие. В 1923 году состоялись премьеры по пьесам «Антоний и Клеопатра» У. Шекспира и «Гроза» А. Н. Островского, где актриса исполнила наиболее любимые для себя в этот период творчества роли Клеопатры и Катерины.

В.Л.Юренева в роли Греты в спектакле «Эуген Несчастный» Петроградского драматического театра. 1923 г. Из фондов СПбГМТМИ


В.Л.Юренева в роли Бронки в спектакле «Снег» Театра Незлобина. 1911 г. Из фондов Музея-заповедника А.Н.Островского «Щелыково».

О Юреневой много писали в прессе того времени: «Юренева, конечно, мало напоминала нильскую змейку и вообще так называемую историческую Клеопатру. Она была Клеопатрой от Гамсуна. Но в этой транскрипции она была местами великолепна. Игра Юреневой ассимметрична, иррациональна, но в этой ассиметричности, в этих бросках из одного плана в другой, в этой иррациональности, в этих непонятных интонациях и выкриках, — масса обаяния»*.

«Юренева всегда волнует неожиданностью и необычностью интонаций и движения. Слушаешь — и не знаешь, как скажет актриса следующую фразу, смотришь, и не угадаешь, что будет дальше. Поэтому, когда на сцене Юренева — в зрительном зале напряженность внимания, боязнь пропустить незаметную деталь, легкий оттенок тона в общей красочности рисунка»*.


В 1935 года актрисе присвоено звание Заслуженная артистка РСФСР.
Азов Вл. Портной Иванов из Лондона и Парижа // Жизнь искусства. 1923. № 6 (13 февр). С. 12-13.
ШАЭ. Наши портреты: В. Л. Юренева // Обозрение театров и спорта. 1922. № 27. С. 8.
Азов Вл. Портной Иванов из Лондона и Парижа // Жизнь искусства. 1923. № 6 (13 февр). С. 12-13.
ШАЭ. Наши портреты: В. Л. Юренева // Обозрение театров и спорта. 1922. № 27. С. 8.

ПОЖАР В ТЕАТРЕ «АРКАДИЯ»
22 июня
1882 г.
22 июня 1882 года произошел пожар в увеселительном саду «Аркадия».

М. В. Лентовский и ведущие артисты его труппы в саду «Аркадия» в Санкт-Петербурге. Гравюра И. И. Хелмицкого по фотографии С. Д. Лаптева. 1882 г. Из фондов ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Театр «Аркадия» существовал с 1881 года. Его учредителями и совладельцами стали три театральных предпринимателя: Георгий Александрович Александров, Дмитрий Антипович Поляков и актер и режиссер Михаил Валентинович Лентовский.


Вот что писал о Д. А. Полякове критик А. Р. Кугель: «Он был богомольный человек. Сидел, ласково приглашал откушать… но душа его была на Валааме. Раза два в год он переодевался в чистую черную пару и уезжал на Валаам. Слушал колокольный звон, ходил во всем службам, беседовал с монахами, читал жития… А потом опять Аркадия, двадцать пар нового трико, в кабинете подрался пьяный инженер, четырнадцать бутылок мадеры пришлось вылить, хористка явилась с синяком под глазом».*


В день открытия 14 мая 1881 года цена за вход составляла один рубль серебром, что показывало, что сад предназначался для избранной аристократической публики.


В увеселительном саду был ресторан, фонтан, бассейн с рыбами, галереи, гроты, отдельные кабинеты и беседки. На главной площади «Аркадии» находились деревянный театр и открытая сцена, в глубине сада — большой пруд. В саду играли оркестры, посетителям предлагалось поучаствовать в различных аттракционах.

Кугель А. Р. «Антрепренер» // Кугель А. Р. Литературные воспоминания. Санкт-Петербург, 2018. С. 338-342.
Чертеж здания зимнего сада заведения «Аркадия». Фасад. 1882 г.ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 2763. Л. 47–48.
Чертеж здания зимнего сада заведения «Аркадия». Разрез. 1882 г.ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 2763. Л. 49–50.
«Изящная постройка, красивая обстановка, белые столы и стулья и роскошный театр невольно привлекали общее внимание. Внутренность театра была светло-бирюзовая; разноцветный потолок раскрашен в шашку; мебель белая с красноватым бархатом и золоченой резьбой; портал в русском стиле и занавес с видом "Аркадии" работы декоратора Императорских театров И. К. Ланге».*
Десятилетие театра «Аркадия» // Театральный мирок. 1891. № 4. С. 3.

Пожар случился, когда «Аркадия» уже стала завоевывать популярность петербуржцев.


«Утром 22 июня вспыхнул пожар, хорошо памятный петербургским обывателям. Загорелось где-то наверху в театре и не более как через час вся «Аркадия» превратилась в гигантский костер».* Сгорели театр, зимний сад, фасадное здание с общим залом и эстрадой, буфет, Музейный и Китайский павильоны.


Убытки составили гигантскую по тем временам сумму – около 150 тысяч рублей. Антрепренеры собрались на совещание. «Все погибло, — плакал Поляков, — нищие мы…». Александров держался лучше, но тоже был подавлен. Лентовский обошел пожарище, задумался и сказал: «Вот что, господа, отчаиваться нечего. Через две недели должен быть выстроен временный театр, безопасный, в один ярус. Объявляйте завтра об открытии Аркадии через две недели!».*


Здание театра-сада «Аркадия» в Новой деревне в Петербурге во время пожара 22 июня 1882 года

(по рисунку Н. Н. Каразина).

Из фондов СПбГМТМИ.

Цит. по: Алянский Ю. Увеселительные заведения старого Петербурга. Санкт-Петербург, 2003. С. 34.
Чертеж деревянного амфитеатра сада «Аркадия». Фасад. 1885 г.ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 2763. Л. 60–61.
Чертеж деревянного открытого павильона и открытой галереи сада «Аркадия». Фасад. 1900 г. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 2763. Л. 125–127.

Сад «Аквариум». 1890 г. Из фондов СПбГТБ.

Действительно, не через две, но через три недели «Аркадия» открылась, а через три месяца восстановили все сгоревшие постройки. В саду росли тропические растения, в бассейне плавала стерлядь, со скал каскадами низвергался водопад, играл оркестр духовой музыки.


На сцене театра на 906 мест ставились оперные спектакли, оперетты, выступали артисты балета, проходили музыкальные вечера, в саду устраивались народные гуляния, костюмированные шествия, фейерверки и чемпионаты по французской борьбе.


В первой половине 1880-х годов в «Аркадии» Александринский театр в течение двух летних сезонов ставил исключительно оперетты. Режиссером был бывший главный режиссер Александринского театра Александр Александрович Яблочкин. Под его руководством впервые появились оперетты «Прекрасная Елена», «Периколла», «Чайный цветок», «Орфей в аду».


В 1888 году с приходом нового импресарио Рауля Гюнсбурга в театре появились французская опера и оперетта, а также балеты с участием Вирджинии Цукки.

Одним из номеров садовой программы было представление известного канатоходца Федора Молодцова, который ходил по канату на ходулях, коньках, с мешком на голове, с кандалами или кастрюлями на ногах и руках, с завязанными глазами, танцевал различные танцы, при этом играя на балалайке, балансировал, держа на голове поднос с кипящим самоваром или горящей лампой, на канате стрелял из небольшой наплечной пушки или из ружья, переносил на плечах человека, сидел на спинке стула, лежал и стоял на голове. Еще один сенсационный номер: лошадь, ходящая по канату. Хотя она ходила по узенькой доске, укрепленный поверх каната, номер имел успех. Иногда сюда приезжал на гастроли Анатолий Дуров с группой дрессированных животных.


Из сада «Аркадия» совершал полеты американский воздухоплаватель Шарль Леру. Поднявшись на значительную высоту, он покидал шар и спускался на своеобразном парашюте собственной конструкции. К сожалению, на своем 239 прыжке он погиб.


В 1893 году в «Аркадии» дебютировала певица Анастасия Вяльцева, летом 1894 года выступал молодой певец Федор Шаляпин, начиная с 1896 года – дуэт куплетистов П. Ф. Жукова и будущего великого артиста Н. Ф. Монахова, в 1901 году пел знаменитый оперный певец Леонид Собинов.


Афиша «Новость!!! Знаменитые воздушные полеты с парашютом Шарля Леру». Неизвестный художник.


Программа юбилейных спектаклей Театра-сада «Аквариум».

11 июля 1896. Из фондов СПбГМТМИ.

К 10-летней годовщине «Аркадии». 1891 год


Там, где Излер, в оны годы,

Привлекал со всех концов

Для веселья, в час свободы,

Наших дедов и отцов,

Где блистал в былые лета,

Петербург красой своей,

И где песня была спета

Шумной жизни прежних дней,

Там, блеснувши блеском новым

Десять лет тому назад,

Александров с Поляковым

Оживили этот сад.



И, трудясь как неразлучки,

К доброй цели шли рядком…

Но в те дни столпились тучки

Над веселым уголком,

И театра, не без удара

На успешные дела,

В грозном пламени пожара

Истреблен был весь до тла.



В трудный год артист Лентовский

Оказал друзьям любовь,

И театр, собрат московский

В тот же месяц создал вновь.



Дружно дело закипело,

Тучки скрылися в дали,

И друзья, взглянувши смело,

В добрый путь вперед пошли.