5 апреля 1933 г. Ленинградский Театр рабочей молодежи (ТРАМ) показал свою первую работу в области освоения классического наследия — пьесу Д. И. Фонвизина «Недоросль» в постановке М. В. Соколовского. Художником спектакля выступил Ф. Ф. Кондратов, композитором — В. М. Дешевов.
Программка премьерной афиши спектакля.
Театр рабочей молодежи // Рабочий и театр. 1933. №3. С. 23.
Февральский А. Новая постановка ЛЕНТРАМа. «Недоросль» Фонвизина // Советское искусство. 1933. 8 мая.
«Специфика трамовского актера и сама пьеса определили и основной стиль спектакля. "Недоросль" развертывается как реалистическая комедия, которая, однако, выходит за свои пределы» (введение оперных моментов, водевильных и гротескных положений)»*.
«Недоросль» в ТРАМе // Смена. 1933. 4 апр.
«Перед ТРАМом стояла задача, снять "улыбательный вид" комедии Фонвизина, сделать ее смелой, злой и бичующей. Нужно было углубить и вскрыть замысел пьесы, показать подлинное лицо Простаковых и Скотининых, сорвать маски Стародума и Правдина, преодолеть имеющиеся в пьесе элементы схематизма и тенденциозности. Надо было понять и показать основные движущие силы, главнейшие явления, характеризующие эпоху, хотя бы и вопреки замыслу автора. Театр пробует добиться этого, не переделывая текст и даже не урезая его и лишь вводя ряд новых персонажей», — писал режиссер.*
Соколовский М. «Недоросль» (К сегодняшней премьере в ТРАМе) // Ленинградская правда. 1933. 5 апр.
Портрет артиста А. И. Арефьева в роли Простакова в спектакле «Недоросль» ТРАМа. 1933 г. Художник А. И. Костомолоцкий. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Месяцев Ю. Смелый, злой и бичующий //Смена. 1933. 6 апр.