николай Павлович
Акимов
16 апреля
1901 г.
16 апреля 1901 года родился будущий режиссер, художник и педагог Николай Павлович Акимов, без творчества которого трудно представить театральную жизнь Ленинграда.
Театровед М. В. Заболотняя пишет в своей книге: «Санкт-Петербург опылен художественным даром Акимова: он работал в цирке и Мюзик-холле, в Малом оперном театре и Театре музкомедии, в Александринском театре и бывшем „Пассаже”, Театре имени Ленсовета и, конечно же в Театре комедии».*

Творческий путь режиссера начинался в далекие 20-е годы XX века. «В 1922 году ученик М. В. Добужинского, А. Е. Яковлева, В. И. Шухмана очень скоро приобрел известность как острый и своеобразный театральный художник. Оформив ряд спектаклей на сценах Ленинграда и Москвы, он с 1929 года начал выступать и в качестве режиссера… В 1935 году Акимов пришел в Ленинградский театр Комедии. Возглавлял его в течение многих лет».*

Н. П. Акимов.

Заболотняя М. В. Дело о «Драконе». Санкт-Петербург, 2021. С. 3.
Театральный календарь. Ленинград, 1976. С. 53.
   Создавая репертуар театра, Николай Павлович в первую очередь опирался на классику. В репертуар прочно вошли «Собака на сене» Лопе де Веги, «На бойком месте» А. Н. Островского, «Пестрые рассказы» А. П. Чехова, «Дон Жуан» Дж. Байрона, «Двенадцатая ночь» У. Шекспира и другие.
Однако и современные авторы вызывали живой интерес режиссера. В театре были поставлены пьесы А. Касоны «Деревья умирают стоя», П. Л. Тура «Автор неизвестен», Э. де Филиппо «Искусство комедии» и «Цилиндр», Е. Л. Шварца «Тень», «Обыкновенное чудо» и «Дракон».

Санкт-Петербургский театр Комедии им. Н. П. Акимова

Акимову удалось собрать в театре звездную труппу. На сцене блистали Е. В. Юнгер, Л. П. Сухаревская, С. Н. Филиппов, И. П. Зарубина, А. Д. Бениаминов, В. Е. Никитенко, В. А. Карпова и другие.


Еще при жизни Николая Павловича зрители называли Театр Комедии не иначе как «акимовским». И имя режиссера в сегодняшнем названии — Театр имени Н. П. Акимова — это признание давних и очень точных зрительских определений.

Особое место в творчестве Н. П. Акимова занимало кино. Несколько поколений зрителей выросло, погружаясь в мир сказочных героев кинофильма «Золушка» (режиссеры — Н. Н. Кошеверова и М. Г. Шапиро, Ленфильм, 1947) в оформлении Акимова.
«Мир, в котором он жил, был полон движения, многообразия. Акимов в полном смысле слова не давал на протяжении всей жизни покоя воображению, зрению и слуху. ˂…˃ Об Акимове совершенно недостаточно было бы сказать, что он был выдающимся режиссером, художником, литератором и педагогом. Он утвердился в разных творческих профессиях, но не разделил себя между ними. В памяти и в истории культуры он остался выдающимся человеком нашего времени, труд и талант которого с честью послужил народу и искусству», — писал известный театровед С. Л. Цимбал.*
Цимбал С. Л. Актер и время // Акимов Н. П. Театральное наследие . Кн. 1: Об искусстве театра. Ленинград, 1978. С. 50-51.

Михаил Петрович Троянский
16 апреля
1905 г.
16 апреля (3 апреля по старому стилю) 1905 года родился актер, режиссер, театральный деятель Михаил Петрович Троянский. С юности он был очень активным человеком и трудился не только в театре, но и на общественной ниве, был комсомольским активистом, занимался культурно-массовой работой. Много ездил по стране, работал в Таджикистане и Узбекистане, участвовал в подготовке Декады таджикского искусства в Москве в апреле 1941 года…

М. П. Троянский в годы войны. Из фондов СПбГТБ.

Война перечеркнула все планы. В первые дни Троянский ушел на фронт ополченцем, а осенью уже сражался в составе стрелковой дивизии под Ленинградом. В передышках между боями Михаил Петрович находил время для работы над пьесой «Город сражается» (Колпино, декабрь 1942 — январь 1943), экземпляр которой хранится в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки. Блокада Ленинграда тяжело сказалась на семье Михаила Петровича. Погибли его мама, Александра Михайловна Троянская, и мама его жены, Ольга Петровна Сарафанова. Приписав себе год, ушел добровольцем в партизанский отряд сын от первого брака Петя, и пропал без вести. Судьба его до сих пор не известна.
После войны Троянский некоторое время служил режиссером в Большом драматическом театр им. М. Горького, затем в Театре Северного флота.
С 29 марта 1950 года и до своей кончины Михаил Петрович Троянский — директор Ленинградской государственной театральной библиотеки им. А. В. Луначарского. Пришел Троянский с четким планом действий, в основном направленном на восстановление и продолжение репертуарной политики библиотеки. Он требовал обязательный экземпляр от издательства ЦЕДРАМ, по которому все театры должны были сдавать в библиотеку режиссерские и суфлерские экземпляры. Он поднял вопрос о передаче цензурных экземпляров пьес из архива ГУРКа. Именно заботами Троянского в Театральной библиотеке в неприкосновенности сохранился фонд национальных цензурных пьес Украины, Латвии и Эстонии.

Троянский с женой и сыном. Из фондов СПбГТБ.


М. П. Троянский (в центре в первом ряду).

с фронтовыми товарищами. [1943–1945]. Из фондов СПбГТБ.

Под его руководством был составлен «Подневный репертуар Российского театра в Петербурге. 1757−1832», который и поныне хранится в Отделе редкой книги, рукописных, архивных и изобразительных материалов библиотеки. И именно Михаил Петрович Троянский, ведя обширную научную деятельность, выяснил год образования Театральной библиотеки — 1756-й — и сумел обосновать этот факт. * При Троянском библиотека была местом, где можно было переждать жизненные невзгоды. Так, в разгар борьбы с «космополитами» Михаил Петрович берет на работу театроведа Исаака Израилевича Шнейдермана.
См.: Театр. 1951. № 11. С. 81-82.
С приходом Шнейдермана в библиотеку был создан справочный отдел (ныне Отдел справочной и научно-библиографической работы) для оказания помощи ленинградским театрам и театрам сопряженных областей, театрам Северо-Запада, прибалтийских республик и Калининградской области. В отчете библиотеки за 1950 год говорится: «Разработана полная библиография (книги, письма, рукописи и т. д.) о М. С. Щепкине (Шнейдерманом)». В трудные времена также был принят на работу и Лев Иосифович Гительман, о чем он всегда с теплотой вспоминал.
Михаил Петрович Троянский скончался 23 ноября 1954 года и был похоронен на Большеохтинском кладбище (могила не сохранилась).

Читайте о Михаиле Петровиче Троянском на сайте Библиотеки
Виртуальная выставка «Старший лейтенант Михаил Троянский»
Архивный Фонд М. П. Троянского (опись)
Цаповецкая М. И. «Дело № 163» // А. П. Чехов и литературно-театральная жизнь Петербурга конца XIX — начала XX в. : Материалы II научной конференции 5 декабря 2019 : [Электронный ресурс] .  Санкт-Петербург, 2020. С. 121–129.
Санкт-Петербургская государственная библиотека в документах. 1950-1971 / Публикация С. А. Ковалевой // Записки Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки. Вып. 8/9. Санкт-Петербург, 2010. С. 78–122.
Ковалева С. А. Директора Санкт-Петербургской Театральной библиотеки советского периода // Записки Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки.  Вып. 6/7. Санкт-Петербург, 2006. С. 123–139.
Гительман Л. И. Из воспоминаний о Театральной библиотеке 1940-1950-х гг. // Записки Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки. Вып. 4/5. Санкт-Петербург, 2003. С. 9–25.