Премьера спектакля «отелло»
26 апреля
1927 г.
«Юрьев углубляет и раскрывает многие стороны сложной душевной организации шекспировского героя».
— К. К. Тверской —
В 1927 году выдающийся актер Юрий Михайлович Юрьев праздновал 35-летие сценической деятельности. К этому событию была приурочена премьера спектакля «Отелло» с юбиляром в заглавной роли, состоявшаяся 26 апреля в Академическом театре драмы. Эта трагедия У. Шекспира была выбрана неслучайно. Юрьев, с успехом выступивший в роли Отелло на сцене Большого драматического театра в 1920 году, желал продолжить работу над полюбившимся образом. Сам актер впоследствии писал, что Отелло стал его «лучшей работой в шекспировском репертуаре».*


Постановка в целом высоких оценок не получила. Попытка режиссера С. Э. Радлова приблизиться к «форме шекспировского спектакля, с его сменой трагического и смешного, реалистического и обобщенного, динамикой интриги и динамикой страстей» не увенчалась успехом.*

М. Ю. Юрьев

Юрьев Ю. М. Записки. Л.; М, 1963. Т. 2. С. 447.

Радлов С. «Отелло» // Красная газета. 1927. 26 апр.: веч. вып.


С. Э. Радлов. 1934 г. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.

«В спектакле Акдрамы смешное не смешит, а трагическое не волнует, если авантюрная интрига вытесняет „трагедию ревности” и высокая трагедия Шекспира превращается в растянутую мелодраму ˂…˃ с назойливыми патетическими отступлениями», — писал С. Д. Дрейден.*

Очевидцы указывали на отсутствие внятной мысли, единой концепции. Спектакль рассыпался на составные части. Эксцентрические приемы существовали отдельно от патетики. Пьеса шла без купюр, и ввиду того, что не было необходимой динамики действия, постановка казалась чрезмерно растянутой. «Сидеть до 2-х часов ночи на спектакле, в наших условиях — это просто „истязание театром”, его можно назначать разве за какие-нибудь тяжелые проступки», — негодовал К. К. Тверской.*

Из-за неудачного расположения оркестра музыка композитора В. М. Дешевова звучала приглушенно. Идеи художницы В. М. Ходасевич для зрителя остались неясными: «условно-красивые, путаные холсты ˂…˃, опускавшиеся и подымавшиеся без всякой видимой необходимости».*

Дрейден С. «Отелло» // Ленинградская правда. 1927. 29 апр.
Тверской К. Торжественный спектакль // Рабочий и театр. 1927. № 18. С. 8.
Дрейден С. «Отелло» // Ленинградская правда. 1927. 29 апр.
Но были и несомненные удачи спектакля: таким интересным и запоминающимся стал образ Яго, созданный Л. С. Вивьеном. А. Л. Слонимскому он напомнил Мефистофеля. Яго у Вивьена получился «ловким и быстрым, сыплющим шутками и полным язвительной иронии».*
Слонимский А. Отелло // Жизнь искусства. 1927. № 18. С. 6.
Эскиз костюма Яго для Л. С. Вивьена. Художник В. М. Ходасевич. Из фондов СПбГМТМИ.
Л. С. Вивьен в роли Яго. Из фондов Музея Александринского театра.
Эскиз костюма Дездемоны для Н. М. Железновой. Художник В. М. Ходасевич. Из фондов СПбГМТМИ.
Н. М. Железнова в роли Дездемоны. Из фондов Музея Александринского театра.
Высочайший уровень исполнительского мастерства демонстрировал Ю. М. Юрьев. Его оригинальная трактовка Отелло обратила на себя особое внимание. Герой Юрьева меньше всего был неустрашимым воякой с горячим темпераментом мавра. Актер наделил Отелло почти детской доверчивостью и открытой душой. «Из театра уносишь какой-то милый образ, необычайно близкий нашей душе. ˂…˃ Но это расходится как-то с традиционным толкованием Отелло».*
Сам Юрьев признавался, что «ставил перед собой задачу преодолеть, условно говоря, „расовые” традиции исполнения этой роли, раскрыть все стороны этого сложного, многогранного характера, согреть образ очень непосредственным, но глубоким чувством» .*
Эскиз костюма Отелло для Ю. М. Юрьева. Художник В. М. Ходасевич. Из фондов СПбГМТМИ.
Ю. М. Юрьев в роли Отелло. Из фондов Музея Александринского театра.
Эскиз грима Отелло для Ю. М. Юрьева. Художник В. М. Ходасевич. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз костюма Отелло для Ю. М. Юрьева. Художник В. М. Ходасевич. Из фондов СПбГМТМИ.
Юрьев Ю. М. Записки. Л.; М, 1963. Т. 2. С. 448.
Высказывались сомнения по поводу соответствия созданного образа шекспировскому персонажу, но в то же время, такое неожиданное прочтение в блестящем исполнении вызывало живой интерес и сильный эмоциональный ответ зрителя. «Колоссальное удовольствие доставляют эти полные большого очарования строго продуманные изящные жесты и позы, мастерская дикция актера, когда строго отчеканенное каждое слово складывается в полные особой прелести звуковые мелодии отдельных фраз».*

После спектакля было объявлено о присвоении Ю. М. Юрьеву звания Народного артиста Республики.
А. «Отелло» // Красная газета. 1927. 27 апр.: веч. вып.
Ромм С. «Отелло» // Смена. 1927. 28 апр.
Статьи о юбилее Ю. М. Юрьева и о спектакле