премьера спектакля «Вестсайдская история»

4 августа
1969 г.
#Театр_им._Ленинского_комсомола
4 августа 1969 года в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола состоялась премьера мюзикла «Вестсайдская история».

Программка к спектаклю. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.

Музыкальную драму А. Лорентса и Л. Бернстайна о трагической любви девушки и юноши из враждующих молодежных группировок американцев и пуэрториканцев или современную историю Ромео и Джульетты поставил молодой режиссер Владимир Егорович Воробьев. Наставником и художественным руководителем спектакля стал его учитель — Георгий Александрович Товстоногов.

Действие пьесы разворачивалось в одном из районов Нью-Йорка — Вест Сайде, в котором вели борьбу за свое превосходство две уличные банды «Ракеты» и «Акулы». Среди их постоянной вражды и выяснения отношений между собой, случайно встретились главные герои — Мария и Тони, которые влюбились друг в друга.

Трагедию и безысходность враждебного отношения молодых людей, ужас от их бессмысленных смертей усиливало художественное решение спектакля. На сцене перед зрителями представали трущобы большого мегаполиса: высокая кирпичная стена с множеством темных окон и пожарных металлических лестниц.

Это был «мир, стиснутый камнем и железом — отталкивающая урбанистическая панорама», в которой художник С. С. Мандель видел олицетворение «зла и мрака, цепко владеющих душами персонажей спектакля».*

Любомудров, М. Свет и тени жестокого мира // Вечерний Ленинград. 1969. 1 нояб. (№ 257). С. 3.

Эскиз декорации к спектаклю. Художник С. С. Мандель. Из фондов СПбГМТиМИ.
Трогательную пуэрториканку Марию исполнила Ф. Г. Никитина, американца Тони, который примыкал к банде «Ракеты», играл В. А. Костецкий. Актером был показан обычный парень, далекий от романтического героя, но как отмечала театровед Н. Кидина, в нем была «достоверность, серьезность славного, надежного» молодого человека, «к которому сразу чувствуешь доверие».*

Противоположным Тони героем был Бернардо, родной брат Марии. Он главарь банды «Акулы», красивый, гордый, ловкий молодой человек, который готов всегда броситься в любую, даже самую жестокую драку.

Актер Э. Г. Виторган раскрыл в этом образе поразительную непреклонность вожака и ожесточенность души. Его герой тоже был влюблен в девушку из Пуэрто-Рико, жизнерадостную, шумную и острую на язык Аниту, которую сыграла А. Д. Балтер. По словам Н. Кидиной актриса не пожалела ярких даже «чрезмерно броских красок» показывая Аниту.*

Сцена из спектакля. В. А. Костецкий в роли Тони и Ф. Г. Никитина в роли Марии.


Сцена из спектакля. Э. Г. Виторган в роли Бернардо и А. Д. Балтер в роли Аниты.

Критики единодушно отмечали дуэт Э. Виторгана и А. Балтер лучшим в спектакле.

Позже в роли Бернандо выходил Л. И. Секирин, а в роли Тони — В. А. Тыкке.

В остальных ролях были заняты замечательные артисты театра. Риффа, главаря «Ракет», друга Тони играл В. В. Яковлев. Озлобленного с легко уязвимым самолюбием Пороха — А. А. Миров, Чино, друга Бернандо — В. А. Тыкке, респектабельного лейтенанта полиции Шрэнка — П. П. Горин.

Сам молодой режиссер Владимир Воробьев исполнил в спектакле роль осторожного Ледышки, который после гибели Риффа, занял его место.

Важная роль в спектакле была уделена танцевальным номерам. В них выражалось и своеобразное состязание между молодежью, неистовство парней и девушек, которым некуда девать свою избыточную энергию, и, конечно же, зарождающаяся любовь между Марией и Тони. Постановкой танцев занимались А. Е. Обрант и В. С. Катаев, сценическим движением — К. Н. Черноземов.

Кидина Н. Нет повести печальнее на свете // Театральная жизнь. 1970. № 2 (янв.). С. 21.